Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от

07 июля  2008 года. Регистрационный номер № 65-08

 

 

Утверждено

приказом Государственного

 комитета  Кыргызской Республики

по налогам и сборам

от  25 июня 2008 года № 59

 

 

Положение

о порядке реструктуризации  задолженности по начисленным

процентам, финансовым, штрафным санкциям и безнадежной задолженности

 

I.  Общее положение

II. Понятия, используемые в настоящем Положении

III.Условия списания задолженности по начисленным процентам,  финансовым и штрафным санкциям

IV. Порядок обращения о списании процентов, финансовых и штрафных санкций и продления срока платежа

V. Порядок  и условия списания процентов,  финансовых и штрафных санкций и безнадежной задолженности

VI. Заключительное положение

 

I. Общее положение

 

1. Настоящее Положение разработано в целях исполнения Закона Кыргызской Республики "О реструктуризации задолженности по начисленным процентам, пени, финансовым, штрафным санкциям и безнадежной задолженности",   (далее - Закон).

2. Настоящее Положение определяет порядок списания начисленных процентов, финансовых, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов и платежей в бюджет  и    безнадежной задолженности.

 

II. Понятия, используемые в настоящем Положении

 

В настоящем Положении применяются следующие понятия:

1. "Реструктуризация задолженности" - продление сроков уплаты или частичное списание задолженности.

2. "Проценты" - суммы, начисленные в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса Кыргызской Республики   за нарушение установленных сроков уплаты платежей, налогов и сборов.

3. "Финансовые и штрафные санкции" - суммы, начисленные за нарушение налогового   законодательства Кыргызской Республики.

4. "Задолженность" – налоги подлежащие к уплате в бюджет, и начисленные по ним проценты финансовые и штрафные санкции;

5. "Реструктуризируемая задолженность" – полное или частичное списание задолженности по процентам, финансовым и штрафным санкциям и безнадежной задолженности, у налогоплательщика имеющихся по состоянию на 1 января 2008 года которая не погашена.

6. "Безнадежная задолженность" – задолженность юридических и физических лиц по   налоговым платежам, взыскание которой оказалось невозможенным в силу причин экономического, социального и юридического характера и по которой истек срок исковой давности либо обязательство по погашению которой прекращено при проведении процедуры банкротства (несостоятельности).

 7. "Трехмесячный период" - период с 23 мая 2008 года до 1 сентября 2008 года.

8. "Шестимесячный период" - период с 23 мая 2008 года до 1 декабря 2008 года.

9. "Девятимесячный период" - период с 23 мая 2008 года до 1 марта 2009 года.

10. «Комиссия» - комиссии создаваемые территориальными управлениями Государственного комитета Кыргызской Республики по налогам и сборам по списанию процентов, финансовых, штрафных санкций и безнадежной задолженности.

 

III. Условия списания задолженности

по начисленным процентам,  финансовым,

  штрафным санкциям

 

1. Реструктуризации подлежит задолженность по начисленным процентам,  финансовым и штрафным санкциям по налоговым платежам, образовавшаяся по лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 1 января 2008 года, признанная налогоплательщиком.

2. Со дня вступления в силу Закона Кыргызской Республики "О реструктуризации задолженности по начисленным процентам, пени, финансовым, штрафным санкциям и безнадежной задолженности" начисление процентов и санкций  на основные платежи, подлежащие реструктуризации, приостанавливаются в соответствии с пунктом  6 статьи 46   Налогового кодекса Кыргызской Республики.

Если налогоплательщиком не погашается задолженность по основным суммам налогов и текущим платежам, и не производится списание начисленных процентов, финансовых, штрафных санкций, то проценты и санкции начисляются на сумму задолженности в общеустановленном порядке в соответствии со статьями 63 и 64 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

3. Налогоплательщику, погасившему задолженность по основным суммам налогов:

а) в трехмесячный период, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции - в размере 100%;

б) в шестимесячный период, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции - в размере 80%;

в) в девятимесячный период, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции - в размере 50%.

Например: налогоплательщик согласно акта сверки с налоговым органом по месту регистрации по состоянию на 1 января 2008 года имеет задолженность по основным суммам налогов - 150,0 тыс. сом (НДС - 100,0 тыс. сом,  ФПЛЧС - 30,0 тыс. сом, налог на прибыль - 20,0 тыс. сом.), проценты 30,0 тыс. сом (НДС - 15,0 тыс. сом,  ФПЛЧС - 10,0 тыс. сом, налог на прибыль - 5,0 тыс. сом), финансовые и штрафные санкции - 20,0 тыс. сом (НДС - 10,0 тыс. сом,  ФПЛЧС - 7,0 тыс. сом,  налог на прибыль - 3,0 тыс.сом) и другие.

В случае, если налогоплательщик погасит задолженность  по основным налогам:

а) в трехмесячный период, то задолженность по процентам,   финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 100%, т.е. 50,0 тыс. сом (30,0 + 20,0 = 50,0 тыс. сом);

б) в шестимесячный период, то задолженность по процентам,   финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 80%, т.е. 40,0 тыс. сом (30,0 + 20,0 = 50,0 х 80% = 40,0 тыс. сом);

в) в девятимесячный период, то задолженность по процентам, финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 50%, т.е. 25,0 тыс. сом (30,0 + 20,0 = 50,0 х 50% = 25,0 тыс. сом).

4. В случае, если налогоплательщик имеет отсрочку по договорам отсрочки по основным налогам, процентам и финансовым санкциям, то такая задолженность по состоянию на 1 января 2008 года подлежит реструктуризации в порядке установленном настоящим Положением.

Например: налогоплательщик, согласно акта сверки с налоговым органом по месту регистрации по состоянию на 1 января 2008 года имеет задолженность: по основным налогам 100,0 тыс. сом, по основным налогам по договору отсрочки - 300,0 тыс. сом, соответственно по ним проценты всего 270,0 тыс. сом (70,0 тыс. сом, 200,0 тыс. сом), финансовые и штрафные санкции всего 130,0 тыс. сом (50,0 тыс. сом,  80,0 тыс. сом).

В случае если налогоплательщик погасит задолженность по основным налогам и по основным налогам по договору отсрочки:

а) в трехмесячный период, то задолженность по процентам, финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 100%, т.е. 400,0 тыс. сом (270,0 + 130,0);

б) в шестимесячный период, то задолженность по процентам, финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 80%, т.е. 320,0 тыс. сом (270,0 + 130,0 = 400,0 х 80% = 320,0 тыс. сом);

в) в девятимесячный период, то задолженность по процентам, финансовым и штрафным санкциям подлежит списанию в размере 50%, т.е. 200,0 тыс. сом (270,0 + 130,0 = 400,0 х 50% = 200,0 тыс. сом).

5. Налогоплательщику, не имеющему по состоянию на 1 января 2008 года задолженности по основным суммам налогов, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции в течение трехмесячного периода - в размере 100 процентов.

Например: Налогоплательщик согласно акта сверки с налоговым органом по месту регистрации не имеет задолженности по основным суммам налогов по состоянию на 1 января 2008 года, но имеет задолженность по процентам - 50,0 тыс. сом (НДС - 35,0 тыс. сом,  ФПЛЧС - 15,0 тыс.сом), по финансовым и штрафным санкциям - 40,0 тыс.сом (НДС - 20,0 тыс.сом, ФПЛЧС - 10,0 тыс.сом, налог на прибыль - 10,0 тыс.сом). Согласно требований пункта 3 раздела III настоящего Положения данная задолженность подлежит списанию в трехмесячный период в размере 100%, т.е. 90,0 тыс.сом (50,0 + 40,0 = 90,0 тыс.сом).

6. Налогоплательщик на основании письменного заявления имеет право на продление срока платежа после реструктуризации, предусмотренной пунктами 3, 4 и 5 настоящего раздела    согласно требований статьи 46 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

В указанном случае продление срока платежа после реструктуризации может распространяться только на несписанную часть процентов, финансовых и штрафных санкций.

При этом налогоплательщик пользуется правом только на одно списание, предусмотренное пунктами 3, 4 и 5 настоящего раздела, и одно продление срока платежа согласно пункта 6 настоящего раздела.

Например: Налогоплательщику, погасившему задолженность по основным суммам налогов:

а) в шестимесячный период, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции - в размере 80%;

б) в девятимесячный период, списываются проценты, финансовые и штрафные санкции - в размере 50%.

Налогоплательщик согласно акта сверки с налоговым органом на дату списания процентов, финансовых и штрафных санкций имеет несписанную задолженность по процентам, финансовым и штрафным санкциям:

а) в шестимесячный период в размере 20%, т.е. 10,0 тыс. сом (50,0 - 40,0 тыс. сом);

б) в девятимесячный период в размере 50%, т.е. 25,0 тыс. сом (50,0 - 25,0 тыс. сом).

В данном случае налогоплательщик имеет право продлить срок уплаты задолженности по процентам, финансовым и штрафным санкциям один раз в соответствии с нормами статьи 46 Налогового кодекса.  

7. Датой погашения реструктуризируемой задолженности по основным суммам налогов и сборов считается дата зачисления уплаченных налогоплательщиком сумм на счет регионального отделения казначейства.

8. В сумму переплаты в целях погашения реструктуризируемой задолженности не включается переплата, возникшая за счет поставок с нулевой ставкой НДС.

9. Переплата налогоплательщика по состоянию на 01.01.2008 года используется следующим образом: погашается задолженность по отдельному налогу, затем по процентам, финансовым и штрафным санкциям, начисленным по данному налогу в соответствии с требованиями Налогового кодекса Кыргызской Республики и иных законодательных актов, регулирующих ставки налогов и их администрирование.

10. Проценты, финансовые и штрафные санкции, уплаченные до вступления Закона в силу, возврату либо зачету в счет погашения задолженности по основным суммам налогов не подлежат.

 

IV. Порядок обращения о списании процентов, финансовых, штрафных санкций и продления срока платежа

 

1. Налогоплательщик, намеревающийся списать проценты,  финансовые и штрафные санкции или продлить срок платежа после реструктуризации, предусмотренной пунктами 3, 4 и 5 раздела III настоящего Положения обязан подать письменное заявление (в произвольной форме) в налоговые органы   о таком намерении.

2. Налогоплательщик, намеревающийся списать проценты,  финансовые, штрафные санкции   обязан по месту регистрации в налоговом органе   составить акт сверки о наличии налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2008 года по установленной  форме.

При погашении задолженности по основным суммам налогов и платежей в установленные Законом периоды (трехмесячный, шестимесячный, девятимесячный) налогоплательщик обязан указывать в документах (платежное поручение, квитанция об уплате) назначение платежа.

Например: погашение реструктуризируемой задолженности по основным суммам налогов, образовавшейся на 1 января 2008 года. Акциз - 20,0 тыс.сом, НДС - 10,0 тыс.сом.

3. Налогоплательщик, намеревающийся продлить срок платежа после реструктуризации, предусмотренной пунктами 3, 4 и 5 раздела III настоящего Указания согласно акта сверки, составленного на дату списания процентов, финансовых и штрафных санкций     имеет право продлить срок платежа несписанной задолженности по процентам, финансовым и штрафным санкциям.

Срок платежа продлевается Налоговыми органами на основании требований статьи 46 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

4. С момента подачи налогоплательщиком заявления, согласно пункта 1 настоящего раздела, налоговые   органы приостанавливают взыскание налоговой задолженности налогоплательщика.

При этом налогоплательщик обязан уплачивать начисленные налоги и текущие  платежи   в полном размере, по мере наступления срока платежа. Если сумма налога не будет уплачиваться в установленные сроки, проценты и штафные санкции взимаются согласно положениям статей 63  и 64 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

5. Налогоплательщик, погасивший задолженность по основным налогам в сроки, указанные в пункте 3 раздела III настоящего Положения, представляет в налоговые   органы копии документов, подтверждающие уплату налогов и платежей.

На основании полученных документов (платежное поручение, квитанция об уплате) налоговый  орган составляет с налогоплательщиком акт сверки на дату списания процентов, финансовых и штрафных санкций по установленной   форме.

Акт сверки и копии документов, подтверждающие выполнение условий Закона, являются основанием для   списания процентов, финансовых и штрафных санкций.

 

V. Порядок и условия списания процентов,  финансовых,

штрафных санкций и безнадежной задолженности

 

1. В налоговых   органах создаются Комиссии по списанию процентов,  финансовых, штрафных санкций и безнадежной задолженности.

2. Решение Комиссии оформляется протоколом и является основанием для списания налогоплательщику процентов,  финансовых, штрафных санкций и безнадежной задолженности и отражения в карточках лицевого счета операций по списанию сумм процентов, финансовых, штрафных санкций и безнадежной задолженности. Протокол составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр - для проведения операций по списанию соответствующим подразделениям налогового   органа и второй экземпляр для Комиссии, принявшей решение о реструктуризации задолженности. По требованию налогоплательщика, последнему предоставляется выписка из протокола.

3. Налоговые службы ежемесячно в срок до 15 числа должны представлять в Государственный комитет Кыргызской Республики по налогам и сборам, по установленной форме сведения о налогоплательщиках, которым списаны проценты, финансовые, штрафные санкции  и безнадежная задолженность с указанием сумм.

4. Безнадежная задолженность физических и юридических лиц по  налоговым платежам списывается в полном объеме, то есть основной долг, проценты, финансовые и штрафные санкции.

Административному списанию  налоговой задолженности подлежит безнадежная налоговая задолженность юридических и физических лиц.

Списание налоговой задолженности производится в отношении задолженности, признанной безнадежной  и отвечающей следующим критериям:       

- хозяйствующий субъект расформирован, отсутствуют основные средства, материальные активы и денежные средства для погашения налоговой задолженности;

- обязательство по погашению налоговой задолженности прекрашено при проведении процедуры банкротства (несостоятельности);

- должник выехал за пределы республики, при этом  у субъекта отсутствуют основные средства, материальные активы, денежные средства для погашения налоговой задолженности;  

- должник  умер  и при этом отсутствуют основные средства, материальные активы, денежные средства, при отсутствии правоприемника на наследство для погашения  налоговой задолженности;                     

- отсутствуют основные средства, материальные активы и денежные  средства;       

 Основанием для списания безнадежной налоговой задолженности       являются  заключение комиссии о списании безнадежной задолженности по налогам, начисленным  процентам, финансовым и штрафным санкциям юридических и физических лиц или  решения судов о признании неплатежеспособности юридического и физического лица.     

    В Государственном комитете Кыргызской Республики по налогам и сборам для контроля создается  банк данных юридических и физических лиц, задолженность которых списана как безнадежная.                                          

   В случае, если после списания безнадежной задолженности  будет доказано, что юридическое или физическое лицо в целях уклонения от налоговой задолженности передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло свое имущество или денежные средства, налоговый орган обязан восстановить задолженность, списанную как безнадежную, путем  обрашения  взыскания  на имущество или денежные средства   для погашения списанной налоговой задолженности,  в порядке установленном законодательством.

 

 

VI. Заключительное положение

 

1.       Ответственность за исполнение условий настоящего Указания и достоверное представление информации о начисленных процентах, финансовых и штрафных санкциях, несут налогоплательщики, руководители налоговых   органов, принявших решение о реструктуризации задолженности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.