Типовое положение

О районной Государственной налоговой инспекции

1. Общее положение

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением «о Государственной налоговой инспекции при Правительстве Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 апреля 2005г. № 164.

2. Районная Государственная налоговая инспекция является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции государственного управления за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

3. Районная Государственная налоговая инспекция осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах полномочий, отнесенных к ее компетенции настоящим Положением.

4. Районная Государственная налоговая инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Налоговым кодексом КР, Законами Кыргызской Республики, постановлениями Правительства КР и другими нормативными правовыми актами, настоящим Положением и ведомственными нормативными актами.

5. Районная Государственная налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущий счет в системе Казначейства Кыргызской Республики и печать с изображением государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием на государственном и русском языках.

6. Районная Государственная налоговая инспекция находится в подчинении государственной налоговой инспекции по области (указать какой), ГНИ при Правительстве Кыргызской Республики.

7. Районная Государственная налоговая инспекция содержится за счет государственного бюджета и иных предусмотренных законодательством источников, в том числе за счет фондов развития и материального поощрения.

II. Основные задачи районной Государственной налоговой

8. Основными задачами районной Государственной налоговой инспекции являются:

- обеспечение исполнения требований налогового законодательства;

- осуществление налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в бюджет, правильностью исчисления и уплаты страховых взносов;

- изучение эффективности и влияния Налогового кодекса Кыргызской Республики на развитие рыночной экономики.

III. Функции районной Государственной налоговой инспекции

9. Районная Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

 осуществляет сбор налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также контроль за соблюдением налогового законодательства всеми хозяйствующими субъектами;

 осуществляет в установленном законодательством порядке государственную регистрацию, перерегистрацию и регистрацию прекращения деятельности юридических лиц, их филиалов и представительств в районной Государственной налоговой инспекции;

 контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет или во внебюджетные фонды, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;

 осуществляет свою контрольную работу в тесном взаимодействии с местными органами власти, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими органами;

 передает в органы финансовой полиции материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

 налагает арест, изымает и реализует имущество налогоплательщиков по решению суда в счет погашения их задолженности перед бюджетом;

 изучает, обобщает и анализирует опыт практического применения налогового законодательства и вносит предложения по его совершенствованию;

 разъясняет порядок применения законодательных и других нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет;

 осуществляет работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, а также по проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины и своевременности перечисления в бюджет;

 по письменному заявлению налогоплательщика продлевает срок уплаты налогов в пределах своих полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;

 обеспечивает правильность применения и своевременность взыскания финансовых санкций и процентов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики за нарушение обязательств перед бюджетом, а также административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

 ведет в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности;

 относит сумму превышения уплаченного налога на счет обязательства налогоплательщика по другим видам налогов, с согласия налогоплательщика включает любую оставшуюся сумму денежных средств в счет обязательств налогоплательщика по предстоящим текущим платежам;

 выписывает заключение налогоплательщику на любую оставшуюся сумму, подлежащую выплате в 30-дневный срок с начислением процентов по учетной ставке Национального банка Кыргызской Республики в порядке установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

 направляет налогоплательщикам уведомления о суммах начисленных налогов, об уплате задолженности по налогам, а также уведомления о взыскании и изъятии сумм причитающихся налогоплательщику с третьих лиц;

 осуществляет контроль за соблюдением Закона Кыргызской Республики «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», проводит работу по регистрации и постановке на учет в соответствующий налоговый орган контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию на территории Кыргызской Республики;

 рассматривает в установленном порядке заявления, предложения и жалобы юридических и физических лиц по вопросам налогообложения и на неправомерные действия должностных лиц инспекции;

 проводит работу по осуществлению контроля за полнотой и правильностью предоставления хозяйствующими субъектами, а также банками, информации об открытых расчетных, валютных и иных счетах в банках и отражении операций по этим счетам;

 предъявляет в суде иски к юридическим и физическим лицам, а также к гражданам о взыскании в доход бюджета налогов и других обязательных платежей в бюджет; штрафов, процентов и иных санкций, не уплаченных в установленный срок;

 представляет в вышестоящие органы отчеты, справки и информацию о результатах работы по сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами налогового законодательства;

 привлекает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики к дисциплинарной ответственности должностных лиц инспекции за допущенные ими нарушения и недостатки в работе, если за эти нарушения не предусмотрена уголовная ответственность;

 обобщает и анализирует информацию о проделанной работе по сбору платежей в бюджет и вносит предложения по его совершенствованию;

 проводит мероприятия по развитию персонала и профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

 осуществляет меры по созданию и развитию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ инспекции;

 обеспечивает соблюдение тайны сведений (информации) относительно конкретного налогоплательщика, которая получена работниками Налоговой службы при исполнении ими служебных обязанностей.

IV. Права районной Государственной налоговой инспекции

10. Районная Государственная налоговая инспекция имеет право в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

- запрашивать и получать от статистических органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, министерств, государственных комитетов, административных ведомств, предприятий, организаций и учреждений республики статистические данные, информационные и аналитические материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию;

- проводить совещания, семинары с налогоплательщиками по разъяснению налоговых и других вопросов;

- проводить в министерствах, государственных комитетах, административных ведомствах, учреждениях, предприятиях, объединениях и организациях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия, учреждения и организации с особым режимом, совместных и иностранных предприятиях, банках и других финансово-кредитных учреждениях, а также у граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, проверки документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет или во внебюджетные фонды, а также получать необходимые объяснения;

- давать обязательные для руководителей и других должностных лиц проверяемых субъектов (юридических и физических лиц) указания об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и во внебюджетные фонды, контролировать их исполнение;

- направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы о выявленных ревизиями и проверками недостачах, растратах, хищениях и злоупотреблениях;

- создавать и использовать в установленном порядке фонд развития и материального поощрения работников инспекции;

- проводить проверки по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовых машин в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»;

- проводить налоговые (в т.ч. встречные) проверки, перепроверки, рейдовые проверки, контрольные обследования юридических и физических лиц по вопросам соблюдения ими налогового законодательства Кыргызской Республики, наличия налоговой регистрации, разрешительных документов, лицензии на осуществление деятельности, ведения учета доходов, необходимых бухгалтерских и налоговых документов, наличия и правильности применения акцизных марок на маркируемые подакцизные товары, а также правильности исчисления и уплаты юридическими и физическими лицами страховых взносов;

- проводить проверки учреждений и организаций по вопросу правильности взимания и обеспечения сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины и других неналоговых платежей, проверок местных органов власти по вопросу соблюдения установленных требований при приеме от населения денежных средств в счет уплаты налогов и платежей

- принимать участие в работе коллегии органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию районной ГНИ;

- требовать от юридических и физических лиц, своевременно направив обоснованное письменное уведомление, представление информации о совершенных экономических сделках, явиться по месту нахождения налоговой инспекции для разъяснения вопросов, представления документов или других данных, указанных в уведомлении;

- должностное лицо Налоговой службы на основании письменных полномочий имеет право входить на территорию (кроме жилища), используемую для осуществления экономической деятельности, или территорию, открытую для всеобщего доступа, в рабочее время проверяемого налогоплательщика без предварительного уведомления с целью проверки обследования объекта налогообложения с последующим оформлением результатов проверки обследования;

- получать, а также снимать копии с документов, касающихся предмета налогообложения, за счет средств Налоговой инспекции;

- получать и опечатывать вещественные доказательства с оформлением соответствующих документов;

- давать указания на установку счетных устройств в течение десяти дней и проверять их показания;

- опечатывать документы или другие предметы;

- при обнаружении факта административного правонарушения в сфере налогового законодательства, производить временное изъятие товаров и других материальных ценностей, стоимость которых не должна превышать сумму предусмотренного законодательством административного штрафа;

- требовать и получать от банков и других финансово-кредитных учреждений информацию об открытии, изменении, закрытии расчетного, ссудного, валютного и иных счетов налогоплательщиков, операциях с коммерческими и другими счетами в течение определенного периода времени, а также о наличии средств на счетах налогоплательщиков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- проводить аудит в банках или финансово-кредитных учреждениях по проведенным или проводимым операциям с коммерческими и другими счетами налогоплательщиков, проверять наличие средств на их счетах, а также выплату процентов;

- производить начисление суммы подлежащего уплате налога в размере, указанном налогоплательщиком в налоговой декларации, вносить обоснованные изменения и направлять налогоплательщику уведомление о внесенных изменениях в начисленные суммы налогов;

- производить начисление налога на расчетной основе или на основании предыдущего отчетного периода с направлением налогоплательщику уведомления о произведенном начислении в случаях непредставления декларации налогоплательщиком, обязанным ее представлять, или если налогоплательщик не указывает своего обязательства в декларации;

- требовать от налогоплательщика представления графика выплаты налога по частям либо принятия других мер, обеспечивающих уплату налога;

- применять финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

- начислять проценты на суммы налогов, не уплаченных в бюджет в установленные сроки;

- выставлять налоговое платежное требование на банковские, в том числе валютные, счета налогоплательщика, имеющего задолженность перед бюджетом, а также на счета третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком;

- налагать административные штрафы на должностных лиц министерств, государственных комитетов, административных ведомств, организаций, учреждений, управлений, инспекций, отделов и предприятий, а также на граждан по выявленным нарушениям налогового законодательства;

- взаимодействовать в пределах своих полномочий с государственными органами и организациями, а также должностными лицами и гражданами Кыргызской Республики, как в Кыргызской Республике, так и за ее пределами;

- иметь ведомственные системы связи и передачи данных;

- осуществлять иные правомочия, предусмотренные законодательством.

V. Обязанности и ответственность районной Государственной налоговой инспекции

11. Права, обязанности и ответственность районной Государственной налоговой инспекции, а также порядок обжалования действий должностных лиц регулируются Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О государственной службе Кыргызской Республики» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

12. Должностные лица районной Государственной налоговой инспекции обязаны:

- строго соблюдать законодательство Кыргызской Республики, охраняемые законом права и интересы юридических и физических лиц, а также использовать информацию относительно конкретного налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей исключительно в служебных целях. Соблюдать установленную законодательством тайну сведений о налогоплательщике.

13. Должностные лица районной Государственной налоговой инспекции при проведении проверок, контрольных обследований хозяйствующих субъектов обязаны:

- делать отметку в книге инспекторских проверок;

- во всех случаях составлять акт о проведении проверки хозяйствующего субъекта, один экземпляр которого оставляется проверяемому субъекту, а другой хранится в органе, выдавшем предписание.

14. Должностные лица районной Государственной налоговой инспекции за не выполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, не соблюдение тайны сведений о налогоплательщике, привлекаются к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

15. Причиненные налогоплательщику прямые убытки (ущерб, включая упущенную выгоду) вследствие ненадлежащего осуществления районной Государственной налоговой инспекцией и ее сотрудниками своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

VI. Организация работы районной Государственной налоговой инспекции

16. Районную Государственную налоговую инспекцию возглавляет начальник.

17. Начальник районной Государственной налоговой инспекции назначается и освобождается Директором ГНИ при Правительстве Кыргызской Республики по представлению Государственной налоговой инспекции.

18. Начальник районной Государственной налоговой инспекции имеет одного заместителя.

Заместитель начальника районной Государственной налоговой инспекции назначаются и освобождаются Директором ГНИ при Правительстве Кыргызской Республики.

19. Начальник районной Государственной налоговой инспекции:

- руководит деятельностью налоговой инспекции, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и обязанностей;

- представляет налоговую инспекцию и обеспечивает ее взаимодействие с другими государственными органами Кыргызской Республики;

- распределяет функциональные обязанности заместителя начальника;

- издает в пределах компетенции инспекции приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями инспекции;

- утверждает приказом ГНИ положения об отделах инспекции;

- осуществляет в пределах своей компетенции назначение, перемещение и увольнение работников инспекции (за исключением заместителя начальника, начальников отделов и заведующих секторами, которые назначаются и освобождаются Директором ГНИ при ПКР по представлениям начальников ГНИ по областям и г. Ош;

- применяет к работникам инспекции меры поощрения и дисциплинарного взыскания, предусмотренные трудовым законодательством Кыргызской Республики и Законом КР «О государственной службе»;

- утверждает планы основных мероприятий организационной и контрольной работы и планы работ инспекции;

- осуществляет подбор и расстановку кадров;

- контролирует соблюдение трудовой дисциплины и обеспечивает проведение мероприятий по дальнейшему улучшению и оздоровлению условий труда;

- вносит предложения в вышестоящие налоговые органы по совершенствованию налогового законодательства, а также по улучшению и повышению эффективности работы инспекции;

- является главным распорядителем кредитов с правом первой подписи;

- предоставляет в вышестоящие налоговые и другие органы отчеты о работе инспекции и контролю за соблюдением налогового законодательства;

- осуществляет контроль и организует работу по выполнению закрепленного плана-прогноза инспекции по сбору налогов и платежей.

21. Заместитель начальника районной Государственной налоговой инспекции самостоятельно принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, подписывают исходящую и входящую документацию по курируемым вопросам.

Заместитель начальника:

Организует оперативно-контрольную работу отделов районной Государственной налоговой инспекции, разграничивает и распределяет работу и обязанности между ними, курирует отделы.

Осуществляет контроль за работой курируемых отделов по соблюдению налогового законодательства, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей. Несет персональную ответственность за организацию и состояние работы курируемых отделов:

Утверждает планы работ курируемых отделов, организует работу налоговой инспекции в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, финансовыми и другими контролирующими органами;

Осуществляет контроль и организует работу по выполнению закрепленного плана-прогноза инспекции по сбору налогов и платежей. Утверждает план-прогноз по сбору налогов в разрезе отделов и осуществляет контроль за их выполнением.

Организует работу по разъяснению порядка применения налогового законодательства и других нормативных актов по налогам и другим платежам в бюджет и осуществляет контроль по проведению и состоянию техучебы в отделах;

Организует работу по контролю за соблюдением порядка ведения оперативно-бухгалтерского учета начисленных и поступивших налогов и других платежей в бюджет, а также финансовых санкций и процентов в соответствии с Методическими указаниями «О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других платежей в бюджет», утвержденным приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 09.11.2000 г. №374;

Обеспечивает организацию работы по составлению ежегодных сверок расчетов с бюджетом по каждому налогоплательщику в разрезе налогов и платежей;

Контролирует и организует работу по принятию предусмотренных мер Налоговым кодексом Кыргызской Республики по принудительному взысканию задолженности по налогам, в том числе по аресту, изъятию и реализации имущества налогоплательщиков по решению суда в счет погашения их задолженности перед бюджетом, наложению и взыскания административных штрафов и других мер по принудительному взысканию;

Организация работы по своевременному направлению налогоплательщикам уведомлений о суммах начисленных налогов, об уплате задолженности по налогам, а также уведомлений о взыскании и изъятии сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц;

Осуществляет контроль по взысканию и изъятию сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц, а также взысканию и изъятию иностранной валюты;

Обеспечивает контроль за правильностью применения и своевременностью взыскания финансовых санкций, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики за нарушение обязательств перед бюджетом, а также административных штрафов за эти нарушения, допущенные хозяйствующими субъектами;

Рассматривает материалы проверок и принимает решение о приостановлении операций по расчетным и иным счетам налогоплательщиков, применении финансовых санкций и административных штрафов за нарушения налогового законодательства, рассматривает письма, заявления и жалобы от предприятий, организаций и граждан, подписывает письма, бухгалтерские и иные документы;

Осуществляет контроль и организацию работы по правильности применения Положения о порядке зачета, возврата и возмещения из бюджета сумм переплат по налогам и другим платежам, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики №427 от 9 июля 2003 г.: своевременное рассмотрение заявлений налогоплательщиков, организация проведения контрольного обследования по достоверности представленных отчетов по налогам, проведения встречной проверки по достоверности расчетов и принятия соответствующего решения согласно требований налогового законодательства;

Рассматривает предложения начальников соответствующих отделов по зачетам, возвратам и возмещению из бюджета сумм переплат по налогам и другим платежам, а также материалы по ним и принимает соответствующее решение согласно положению, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики №427 от 9 июля 2003 г.;

Обеспечивает организацию и контроль по своевременному и достоверному представлению в вышестоящие налоговые органы отчетов и объяснительных записок к ним о состоянии контрольной работы, а также качественной информации по контрольным заданиям вышестоящих органов курируемых отделов;

Организует работу по контролю за ведение в установленном порядке делопроизводства, учета поступающей корреспонденции;

Обеспечивает контроль и организует работу по проведению контрольных обследований - рейдов хозяйствующих субъектов, проводит соответствующий инструктаж по соблюдению налогового законодательства. С выездом на места осуществления деятельности субъектов, контролирует работу инспекторов по соблюдению Указа Президента Кыргызской Республики «Об этике госслужащих Кыргызской Республики» и Кодекса профессиональной этики госслужащих органов налоговой службы;

Вносит предложения по совершенствованию налогового законодательства и налоговой работы, а также в пределах предоставленных прав изменения в организационную структуру налоговой инспекции, распределения обязанностей работников курируемых отделов;

Обеспечивает организацию работы по своевременному и полному учету налогоплательщиков с присвоением им ИНН, соблюдению установленного порядка регистрации и процедуры ликвидации хозяйствующих субъектов, а также розыску не отчитывающихся хозяйствующих субъектов;

Принимает отчеты от инспекторов курируемых отделов о выполнении ежемесячных планов-прогнозов;

Организует и контролирует работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования государству, а также проведению проверок правильности взимания и сохранности денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины;

Организует и контролирует за осуществлением пломбирования емкостей с нефтепродуктами на АЗС, нефтехранилищах и складах, также за осуществлением регистрации субъектов осуществляющих перевозку нефтепродуктов, производящих их хранение и реализацию и анализ количества зарегистрированных субъектов, учет пломбирования, также динамику цен, по которым они реализуются;

VII. Правовая и социальная защита работников районной Государственной налоговой инспекции

22. Правовая и социальная защита работников районной Государственной налоговой инспекции регулируется Законом Кыргызской Республики «О государственной службе Кыргызской Республики» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Работники районной Государственной налоговой инспекции являются представителями государственной власти и находятся под ее защитой.

Неприкосновенность личности, честь и достоинство работников районной Государственной налоговой инспекции охраняется законом.

Социальная защита работников районной Государственной налоговой инспекции осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

23. Работники районной Государственной налоговой инспекции подлежат обязательному социальному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Кроме страховой суммы, в случае гибели сотрудника районной Государственной налоговой инспекции в связи с осуществлением служебной деятельности, семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в соответствии с законодательством Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении сотруднику районной Государственной налоговой инспекции телесных повреждений, повлекших инвалидность, выплачивается единовременное пособие в установленных законом размерах.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника районной Государственной налоговой инспекции (или его близким родственникам) в связи со служебной деятельностью, возмещается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

VIII. Порядок сохранения, присвоения, лишения и снижения специальных званий, классных чинов сотрудников районной Государственной налоговой инспекции

24.Порядок сохранения, присвоения, лишения и снижения специальных званий, а также требования, предъявляемые к сотрудникам районной Государственной налоговой инспекции для получения специальных званий, определяются соответствующими законами и положениями.

25.Работникам районной Государственной налоговой инспекции присваиваются классные чины или специальные звания в соответствии с положениями о порядке присвоения классных чинов и специальных званий.