Утверждено
постановлением
Правительства
Кыргызской
Республики
от 4
декабря 2009 года N 735
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной налоговой службе
при Правительстве Кыргызской Республики
I. Общие
положения
II.
Задачи ГНС
III.
Функции ГНС
IV.
Права ГНС
V.
Обязанности и ответственность ГНС
VI.
Организация работы ГНС
I. Общие положения
1.
Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее
ГНС) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим
сбор налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджет и
контроль за полнотой и своевременностью их уплаты.
2. ГНС в
своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики,
Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О
государственном социальном страховании", законами Кыргызской Республики,
иными нормативными правовыми актами, указами и распоряжениями Президента
Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и
Правительства Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской
Республики и настоящим Положением.
3. ГНС и
его подведомственные и территориальные органы являются юридическими лицами,
имеют самостоятельные сметы расходов, счета в системе казначейства, печати с
изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим
наименованием на государственном и официальном языках, фирменные бланки,
угловые штампы.
ГНС
имеет знамя, знаки символики и специальную форму одежды.
4. ГНС и
его подведомственные и территориальные органы содержатся за счет государственного
бюджета и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству
Кыргызской Республики.
II. Задачи ГНС
5.
Задачами ГНС являются:
-
обеспечение полноты и своевременности поступлений налоговых и страховых взносов
и других платежей;
- предоставление
качественных налоговых услуг налогоплательщикам;
-
улучшение организации деятельности налоговых органов;
-
совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному
страхованию в установленном законодательством порядке.
III. Функции ГНС
6. ГНС в
соответствии с возложенными на него задачами:
-
организует сбор, контроль за поступлением налогов, страховых взносов и других
платежей, контроль за соблюдением налогового законодательства и
законодательства по государственному социальному страхованию в пределах
полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики;
-
организует, проводит и контролирует работу в подведомственных и территориальных
органах;
-
контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских
отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других
документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют
достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода,
иных объектов обложения и исчисления налогов, страховых взносов и других
платежей в государственный бюджет и бюджет Социального фонда;
-
проводит налоговые проверки юридических и физических лиц по вопросам соблюдения
ими налогового законодательства Кыргызской Республики, законодательства
Кыргызской Республики о государственном социальном страховании;
-
осуществляет контроль за применением контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, проводит рейдовый налоговый
контроль, хронометражные обследования и установку налоговых постов в целях
полноты учета оборота товаров и денежных средств хозяйствующих субъектов и
соблюдения ими налогового законодательства, наличия регистрации в соответствии
с законодательством Кыргызской Республики, ведения учета доходов, необходимых
бухгалтерских и налоговых документов, наличия и правильности, применения
акцизных марок на маркируемые подакцизные товары;
-
проводит в министерствах, иных органах исполнительной власти, органах местного
самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях, независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия, учреждения и
организации с особым режимом, совместные и иностранные предприятия, банки и
другие финансово-кредитные учреждения, а также у граждан Кыргызской Республики,
иностранных граждан и лиц без гражданства, проверки документов, бухгалтерских
книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов, страховых взносов и других платежей в
государственный бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а
также получает необходимые объяснения;
-
получает от юридических и физических лиц, финансовых органов, учреждений банков
республики, а также граждан документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский
учет (по каждому плательщику и виду платежей) сумм налогов, страховых взносов и
других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в государственный
бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а также сумм финансовых
санкций и административных штрафов;
-
осуществляет контроль и проверки за правильностью взимания и обеспечения
сохранности учреждениями и организациями денежных средств, полученных в уплату
государственной пошлины и других неналоговых платежей, проверки местных органов
власти (айыл окмоту, местных кенешей и др.) по вопросу соблюдения установленных
требований при приеме от населения денежных средств в счет уплаты налогов,
страховых взносов и других платежей;
-
проводит работу по осуществлению контроля за полнотой и правильностью
предоставления хозяйствующими субъектами, а также банками, информации об
открытых расчетных, валютных и иных счетах в банках и отражении операций по
этим счетам;
-
участвует в составлении прогноза доходной части государственного бюджета и
бюджета социального фонда;
- вносит
предложения по внесению изменений в доходную часть республиканского бюджета по
налогам, страховым взносам в бюджет Социального фонда;
-
осуществляет своевременную и в полном объеме передачу страховых взносов в Социальный
фонд Кыргызской Республики;
-
осуществляет передачу в Социальный фонд Кыргызской Республики сообщений о
занятости и заработной плате на электронных носителях;
- вносит
в Правительство Кыргызской Республики предложения по установлению форм налоговых
расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и
уплатой налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в
государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;
-
относит сумму превышения уплаченного налога на счет обязательства
налогоплательщика по другим видам налогов, с согласия налогоплательщика
включают любую оставшуюся сумму денежных средств в счет обязательств
налогоплательщика по предстоящим текущим платежам;
-
обеспечивает правильность применения и своевременность взыскания финансовых
санкций, процентов и пени, предусмотренных законодательством Кыргызской
Республики, за нарушение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетом
Социального фонда, а также административных штрафов за эти нарушения, допущенные
должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;
- по
письменному заявлению налогоплательщика принимает решение об изменении сроков
уплаты налогов и страховых взносов в пределах своих полномочий, предусмотренных
законодательством Кыргызской Республики;
-
направляет налогоплательщикам уведомления о суммах начисленных налогов и
страховых взносов, об уплате задолженности по налогам и страховым взносам, а
также уведомления о взыскании и изъятии сумм, причитающихся налогоплательщику с
третьих лиц;
-
осуществляет в установленном порядке взыскание и изъятие сумм, причитающихся
налогоплательщику с третьих лиц, а также взыскание и изъятие иностранной
валюты;
-
предъявляет в суде иски к юридическим и физическим лицам, а также гражданам о
взыскании в доход бюджета налогов, страховых взносов и других платежей,
штрафов, процентов, пени и иных санкций, не уплаченных в установленный срок;
-
применяет специальные налоговые режимы по обращениям хозяйствующих субъектов;
-
отменяет (приостанавливает действие) решения своих подведомственных и
территориальных органов и их должностных лиц;
-
осуществляет свою контрольную работу в тесном взаимодействии с местными
органами власти, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими
органами;
-
осуществляет сотрудничество и взаимодействие с налоговыми и иными компетентными
органами иностранных государств в пределах, предусмотренных двусторонними и
многосторонними соглашениями;
-
участвует в проведении экспертной оценки проектов, вносимых поправок в налоговое
законодательство и законодательство Кыргызской Республики о государственном
социальном страховании;
-
участвует в экспертной оценке проектов межправительственных экономических
соглашений, подготовленных министерствами и иными органами исполнительной власти
Кыргызской Республики в пределах своей компетенции;
-
участвует в качестве налоговых экспертов в работе комиссий и рабочих групп,
созданных по инициативе правоохранительных органов, а также вышестоящих органов
законодательной и исполнительной власти;
-
устанавливает формы отчетов о проведенной налоговыми органами работе, получает,
обобщает и анализирует информацию подведомственных и территориальных органов о
проделанной работе по сбору платежей в бюджет и вносит предложения по его
совершенствованию;
-
представляет в вышестоящие органы отчеты, справки и информацию о результатах
работы налоговых органов по сбору налогов, страховых взносов и других платежей
в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;
-
организует разъяснительную работу среди налогоплательщиков и в подведомственных
и территориальных органах по порядку применения нормативных правовых актов по
налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам в бюджет;
-
организует и контролирует в установленном законодательством Кыргызской
Республики порядке работу по осуществлению государственной регистрации,
перерегистрации и регистрации прекращения деятельности юридических лиц, их
филиалов и представительств и физических лиц - плательщиков налогов, страховых
взносов и других платежей, в части присвоения им единого идентификационного
налогового номера;
-
проводит работу по регистрации и постановке на учет в соответствующий налоговый
орган контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию на территории
Кыргызской Республики;
-
выписывает заключение налогоплательщику на сумму переплаты по налогам,
подлежащую выплате, с начислением процентов по учетной ставке Национального
банка Кыргызской Республики в порядке, установленном Налоговым кодексом
Кыргызской Республики;
-
рассматривает в установленном порядке заявления, предложения и жалобы граждан,
юридических и физических лиц по вопросам налогообложения, уплаты страховых
взносов и на неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;
-
обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой
автоматизированной информационной системы налоговых органов Кыргызской
Республики;
-
проводит аудит (в том числе комплексный) организации работы налоговых органов
всех уровней в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики,
по результатам которых принимает меры к устранению выявленных недостатков и
нарушений, изучает положительный опыт в этой работе и распространяет его в
системе налоговой службы;
-
осуществляет подбор и расстановку кадров в системе ГНС, выявляет потребность в
квалифицированных кадрах, организует подготовку специалистов, а также ведет
работу по повышению квалификации работников;
-
реализует государственную налоговую политику и политику Кыргызской Республики в
государственном социальном страховании;
- участвует
в установленном порядке в разработке нормативных правовых актов, направленных
на совершенствование налогового законодательства и законодательства по
социальному страхованию;
-
осуществляет финансирование мероприятий по развитию налоговой службы в
Кыргызской Республике;
-
выполняет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
IV. Права ГНС
7. ГНС
имеет следующие права:
- в
установленном порядке запрашивать и получать от государственных органов, иных
юридических и физических лиц, независимо от форм собственности информацию,
необходимую для выполнения своих функций;
-
издавать самостоятельно или совместно с другими органами государственного
управления приказы, входящие в компетенцию ГНС;
- в
установленном порядке учреждать СМИ;
-
осуществлять закупку товаров, услуг и работ, проводить тендеры в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики;
-
выступать заказчиком необходимых информационно-презентационных материалов,
видеофильмов, картографических работ и справочной литературы,
научно-исследовательских разработок;
-
проверять всю необходимую для проведения внутреннего аудита документацию (в том
числе в электронном формате), получать от сотрудников объекта внутреннего
аудита копии всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту, и
необходимые пояснения;
-
должностное лицо ГНС на основании письменных полномочий в ходе осуществления
налогового контроля, при проведении налоговых проверок, рейдового налогового
контроля, хронометражных обследований и установки налогового поста, имеет право
доступа на территорию или в помещение, используемые для осуществления
предпринимательской деятельности, в целях обследования территорий, помещений и
объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных документам,
представленным налогоплательщиком;
-
получать, а также снимать копии с документов, касающихся предмета
налогообложения;
- в
случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, опечатывать,
пломбировать помещения, оборудование, документы и другие предметы;
-
рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках своей
компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики;
-
требовать и получать от банков и других финансово-кредитных учреждений
информацию о наличии, открытии, изменении, закрытии расчетного, ссудного,
валютного и иных счетов налогоплательщиков, операциях с коммерческими и другими
счетами в течение определенного периода времени, а также о наличии средств на
счетах налогоплательщиков в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики;
-
требовать от налогоплательщика представления графика выплаты налога, страховых
взносов по частям либо принятия других мер, обеспечивающих уплату налога,
страховых взносов;
-
производить предварительное начисление налога, определять налоговое
обязательство и обязательство по страховым взносам налогоплательщика на основе
косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренными
законодательством Кыргызской Республики;
-
применять и начислять финансовые санкции, проценты и пени на суммы налогов,
страховых взносов, не уплаченных в государственный бюджет и в бюджет
Социального фонда в установленные законодательством сроки;
-
выставлять налоговое платежное требование на банковские, в том числе валютные,
счета налогоплательщика, имеющего задолженность перед бюджетом, а также на
счета третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком;
-
приостанавливать в порядке, установленном законодательством, операции
плательщиков страховых взносов по счетам в учреждениях банков и иных
финансово-кредитных учреждениях в случаях невыполнения требований об устранении
выявленных нарушений по уплате страховых взносов, непредставления должностным
лицам ГНС документов, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов;
-
взыскивать в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда Кыргызской
Республики неуплаченные в установленные сроки суммы по налогам, страховым
взносам и другим платежам, задолженности по капитализации, а также финансовым
санкциям, проценты и пени, предусмотренным налоговым законодательством и
законодательством Кыргызской Республики о государственном социальном
страховании, путем выставления платежных требований, а также обращать взыскание
на имущество юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством;
-
обращаться в органы, регистрирующие налогоплательщиков, с заявлением о
принудительной ликвидации в порядке, установленном законодательством Кыргызской
Республики;
-
предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным
законодательством Кыргызской Республики;
-
привлекать экспертов, не заинтересованных в результатах налоговой проверки, для
исследования и получения консультаций по отдельным вопросам, требующих
специальных знаний и навыков;
-
требовать и получать информацию от других государственных органов и органов
местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчислением
налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам;
-
осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами подведомственных и
территориальных органов законности при осуществлении своей деятельности,
проводит профилактическую работу по предупреждению и пресечению фактов
нарушения со стороны сотрудников налоговой службы установленных требований
законодательства Кыргызской Республики;
- иные
права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
V. Обязанности и
ответственность ГНС
8.
Права, обязанности и ответственность органов ГНС всех уровней, а также порядок
обжалования действий должностных лиц регулируются Налоговым кодексом Кыргызской
Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе"
и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
9.
Должностные лица органов ГНС обязаны строго соблюдать законодательство
Кыргызской Республики, охраняемые законом права и интересы юридических и
физических лиц, а также использовать информацию относительно конкретного
налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей,
исключительно в служебных целях, соблюдать установленную законодательством
налоговую тайну о налогоплательщике, обеспечивать в пределах своей компетенции
защиту сведений, составляющих личную, коммерческую и государственную тайну.
10. ГНС
обязан своевременно предоставлять требуемые отчеты в Министерство финансов
Кыргызской Республики, Социальный фонд Кыргызской Республики и уполномоченный
государственный орган для анализа и разработки бюджетно-финансовой и пенсионной
политики при условии соблюдения установленной законодательством налоговой
тайны.
11. ГНС
и его подведомственные и территориальные органы обязаны рассматривать и
принимать решения по письменным жалобам налогоплательщиков и плательщиков
страховых взносов, неудовлетворенных начислением или другим решением
должностного лица налогового органа и информировать их в порядке письменного
уведомления о своем решении с указанием причин.
12.
Должностные лица ГНС за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих
обязанностей, несоблюдение установленной законодательством Кыргызской
Республики налоговой тайны о налогоплательщике и конфиденциальности сведений,
содержащихся в личных страховых счетах застрахованных лиц, привлекаются к
дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
13.
Причиненные налогоплательщику прямые убытки (ущерб, включая упущенную выгоду)
вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками
своих обязанностей подлежат возмещению в порядке, установленном
законодательством Кыргызской Республики.
VI. Организация работы ГНС
14. ГНС
возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от
должности Президентом Кыргызской Республики по представлению Премьер-министра
Кыргызской Республики.
15.
Председатель ГНС имеет статс-секретаря и заместителей.
Статс-секретарь
назначается на должность и освобождается от должности в установленном
законодательством о государственной службе порядке.
Заместители
председателя ГНС назначаются на должность и освобождаются от должности
Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя ГНС.
Начальники
и заместители начальников межрегиональных управлений и управлений по: контролю
за крупными налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за
субъектами свободных экономических зон, городам Бишкек и Ош, районам и городам
без районного деления, а также работники центрального аппарата ГНС назначаются
на должность и освобождаются от должности председателем ГНС согласно
законодательства Кыргызской Республики.
Начальники
отделов (секторов) межрегиональных управлений и управлений по: контролю за
крупными налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за субъектами
свободных экономических зон, городам Бишкек, Ош, районам и городам без
районного деления назначаются на должность и освобождаются от должности
председателем ГНС по представлениям руководителей данных налоговых органов в
установленном порядке.
Работники
межрегиональных управлений и управлений по: контролю за крупными
налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за субъектами свободных
экономических зон, городам Бишкек и Ош, районам и городам без районного деления
назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно
руководителями данных налоговых органов в установленном порядке.
16.
Председатель ГНС:
-
руководит деятельностью ГНС, подведомственных и территориальных органов, несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на ГНС задач и
обязанностей;
-
представляет ГНС и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными
органами Кыргызской Республики;
-
распределяет функциональные обязанности между статс-секретарем и заместителями
председателя;
-
утверждает структуру и штатную численность центрального аппарата, положения о
его управлениях (отделах), структуру и штатную численность подведомственных и
территориальных органов;
-
утверждает планы основных и отдельных мероприятий контрольной и организационной
работы ГНС;
- в
соответствии с законодательством осуществляет подбор и расстановку кадров,
организует подготовку и переподготовку специалистов, повышение их квалификации;
-
контролирует соблюдение трудовой дисциплины и обеспечивает проведение
мероприятий по дальнейшему улучшению и улучшению условий труда;
-
привлекает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики к
дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых органов за допущенные
ими нарушения и недостатки в работе, если за эти нарушения не предусмотрена
уголовная ответственность;
- в
установленном порядке учреждает и награждает ведомственными наградами
сотрудников ГНС;
-
является главным распорядителем денежных средств с правом первой подписи.
17. В
ГНС образуется коллегия из 9 человек в составе председателя ГНС (председатель
коллегии), статс-секретаря, заместителей председателя, руководителей ведущих
управлений, а также представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики
и Министерства финансов Кыргызской Республики. Состав коллегии утверждается
Премьер-министром Кыргызской Республики.
18. Порядок
организации и проведения заседания коллегии ГНС регулируются Положением о
коллегии, утверждаемым Председателем ГНС