Утверждено

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 4 декабря 2009 года N 735

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной налоговой службе

при Правительстве Кыргызской Республики

 

I. Общие положения

II. Задачи ГНС

III. Функции ГНС

IV. Права ГНС

V. Обязанности и ответственность ГНС

VI. Организация работы ГНС

 

I. Общие положения

 

1. Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее ГНС) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим сбор налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджет и контроль за полнотой и своевременностью их уплаты.

2. ГНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании", законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики и настоящим Положением.

3. ГНС и его подведомственные и территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, счета в системе казначейства, печати с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием на государственном и официальном языках, фирменные бланки, угловые штампы.

ГНС имеет знамя, знаки символики и специальную форму одежды.

4. ГНС и его подведомственные и территориальные органы содержатся за счет государственного бюджета и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.

 

II. Задачи ГНС

5. Задачами ГНС являются:

- обеспечение полноты и своевременности поступлений налоговых и страховых взносов и других платежей;

- предоставление качественных налоговых услуг налогоплательщикам;

- улучшение организации деятельности налоговых органов;

- совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному страхованию в установленном законодательством порядке.

III. Функции ГНС

 

6. ГНС в соответствии с возложенными на него задачами:

- организует сбор, контроль за поступлением налогов, страховых взносов и других платежей, контроль за соблюдением налогового законодательства и законодательства по государственному социальному страхованию в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики;

- организует, проводит и контролирует работу в подведомственных и территориальных органах;

- контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет и бюджет Социального фонда;

- проводит налоговые проверки юридических и физических лиц по вопросам соблюдения ими налогового законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики о государственном социальном страховании;

- осуществляет контроль за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, проводит рейдовый налоговый контроль, хронометражные обследования и установку налоговых постов в целях полноты учета оборота товаров и денежных средств хозяйствующих субъектов и соблюдения ими налогового законодательства, наличия регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, ведения учета доходов, необходимых бухгалтерских и налоговых документов, наличия и правильности, применения акцизных марок на маркируемые подакцизные товары;

- проводит в министерствах, иных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия, учреждения и организации с особым режимом, совместные и иностранные предприятия, банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также у граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, проверки документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а также получает необходимые объяснения;

- получает от юридических и физических лиц, финансовых органов, учреждений банков республики, а также граждан документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежей) сумм налогов, страховых взносов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в государственный бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

- осуществляет контроль и проверки за правильностью взимания и обеспечения сохранности учреждениями и организациями денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины и других неналоговых платежей, проверки местных органов власти (айыл окмоту, местных кенешей и др.) по вопросу соблюдения установленных требований при приеме от населения денежных средств в счет уплаты налогов, страховых взносов и других платежей;

- проводит работу по осуществлению контроля за полнотой и правильностью предоставления хозяйствующими субъектами, а также банками, информации об открытых расчетных, валютных и иных счетах в банках и отражении операций по этим счетам;

- участвует в составлении прогноза доходной части государственного бюджета и бюджета социального фонда;

- вносит предложения по внесению изменений в доходную часть республиканского бюджета по налогам, страховым взносам в бюджет Социального фонда;

- осуществляет своевременную и в полном объеме передачу страховых взносов в Социальный фонд Кыргызской Республики;

- осуществляет передачу в Социальный фонд Кыргызской Республики сообщений о занятости и заработной плате на электронных носителях;

- вносит в Правительство Кыргызской Республики предложения по установлению форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;

- относит сумму превышения уплаченного налога на счет обязательства налогоплательщика по другим видам налогов, с согласия налогоплательщика включают любую оставшуюся сумму денежных средств в счет обязательств налогоплательщика по предстоящим текущим платежам;

- обеспечивает правильность применения и своевременность взыскания финансовых санкций, процентов и пени, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, за нарушение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетом Социального фонда, а также административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;

- по письменному заявлению налогоплательщика принимает решение об изменении сроков уплаты налогов и страховых взносов в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

- направляет налогоплательщикам уведомления о суммах начисленных налогов и страховых взносов, об уплате задолженности по налогам и страховым взносам, а также уведомления о взыскании и изъятии сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц;

- осуществляет в установленном порядке взыскание и изъятие сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц, а также взыскание и изъятие иностранной валюты;

- предъявляет в суде иски к юридическим и физическим лицам, а также гражданам о взыскании в доход бюджета налогов, страховых взносов и других платежей, штрафов, процентов, пени и иных санкций, не уплаченных в установленный срок;

- применяет специальные налоговые режимы по обращениям хозяйствующих субъектов;

- отменяет (приостанавливает действие) решения своих подведомственных и территориальных органов и их должностных лиц;

- осуществляет свою контрольную работу в тесном взаимодействии с местными органами власти, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими органами;

- осуществляет сотрудничество и взаимодействие с налоговыми и иными компетентными органами иностранных государств в пределах, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями;

- участвует в проведении экспертной оценки проектов, вносимых поправок в налоговое законодательство и законодательство Кыргызской Республики о государственном социальном страховании;

- участвует в экспертной оценке проектов межправительственных экономических соглашений, подготовленных министерствами и иными органами исполнительной власти Кыргызской Республики в пределах своей компетенции;

- участвует в качестве налоговых экспертов в работе комиссий и рабочих групп, созданных по инициативе правоохранительных органов, а также вышестоящих органов законодательной и исполнительной власти;

- устанавливает формы отчетов о проведенной налоговыми органами работе, получает, обобщает и анализирует информацию подведомственных и территориальных органов о проделанной работе по сбору платежей в бюджет и вносит предложения по его совершенствованию;

- представляет в вышестоящие органы отчеты, справки и информацию о результатах работы налоговых органов по сбору налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;

- организует разъяснительную работу среди налогоплательщиков и в подведомственных и территориальных органах по порядку применения нормативных правовых актов по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам в бюджет;

- организует и контролирует в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке работу по осуществлению государственной регистрации, перерегистрации и регистрации прекращения деятельности юридических лиц, их филиалов и представительств и физических лиц - плательщиков налогов, страховых взносов и других платежей, в части присвоения им единого идентификационного налогового номера;

- проводит работу по регистрации и постановке на учет в соответствующий налоговый орган контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию на территории Кыргызской Республики;

- выписывает заключение налогоплательщику на сумму переплаты по налогам, подлежащую выплате, с начислением процентов по учетной ставке Национального банка Кыргызской Республики в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

- рассматривает в установленном порядке заявления, предложения и жалобы граждан, юридических и физических лиц по вопросам налогообложения, уплаты страховых взносов и на неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;

- обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы налоговых органов Кыргызской Республики;

- проводит аудит (в том числе комплексный) организации работы налоговых органов всех уровней в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, по результатам которых принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений, изучает положительный опыт в этой работе и распространяет его в системе налоговой службы;

- осуществляет подбор и расстановку кадров в системе ГНС, выявляет потребность в квалифицированных кадрах, организует подготовку специалистов, а также ведет работу по повышению квалификации работников;

- реализует государственную налоговую политику и политику Кыргызской Республики в государственном социальном страховании;

- участвует в установленном порядке в разработке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному страхованию;

- осуществляет финансирование мероприятий по развитию налоговой службы в Кыргызской Республике;

- выполняет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

IV. Права ГНС

 

7. ГНС имеет следующие права:

- в установленном порядке запрашивать и получать от государственных органов, иных юридических и физических лиц, независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения своих функций;

- издавать самостоятельно или совместно с другими органами государственного управления приказы, входящие в компетенцию ГНС;

- в установленном порядке учреждать СМИ;

- осуществлять закупку товаров, услуг и работ, проводить тендеры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- выступать заказчиком необходимых информационно-презентационных материалов, видеофильмов, картографических работ и справочной литературы, научно-исследовательских разработок;

- проверять всю необходимую для проведения внутреннего аудита документацию (в том числе в электронном формате), получать от сотрудников объекта внутреннего аудита копии всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту, и необходимые пояснения;

- должностное лицо ГНС на основании письменных полномочий в ходе осуществления налогового контроля, при проведении налоговых проверок, рейдового налогового контроля, хронометражных обследований и установки налогового поста, имеет право доступа на территорию или в помещение, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, в целях обследования территорий, помещений и объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных документам, представленным налогоплательщиком;

- получать, а также снимать копии с документов, касающихся предмета налогообложения;

- в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, опечатывать, пломбировать помещения, оборудование, документы и другие предметы;

- рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках своей компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики;

- требовать и получать от банков и других финансово-кредитных учреждений информацию о наличии, открытии, изменении, закрытии расчетного, ссудного, валютного и иных счетов налогоплательщиков, операциях с коммерческими и другими счетами в течение определенного периода времени, а также о наличии средств на счетах налогоплательщиков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

- требовать от налогоплательщика представления графика выплаты налога, страховых взносов по частям либо принятия других мер, обеспечивающих уплату налога, страховых взносов;

- производить предварительное начисление налога, определять налоговое обязательство и обязательство по страховым взносам налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики;

- применять и начислять финансовые санкции, проценты и пени на суммы налогов, страховых взносов, не уплаченных в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда в установленные законодательством сроки;

- выставлять налоговое платежное требование на банковские, в том числе валютные, счета налогоплательщика, имеющего задолженность перед бюджетом, а также на счета третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком;

- приостанавливать в порядке, установленном законодательством, операции плательщиков страховых взносов по счетам в учреждениях банков и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях невыполнения требований об устранении выявленных нарушений по уплате страховых взносов, непредставления должностным лицам ГНС документов, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов;

- взыскивать в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда Кыргызской Республики неуплаченные в установленные сроки суммы по налогам, страховым взносам и другим платежам, задолженности по капитализации, а также финансовым санкциям, проценты и пени, предусмотренным налоговым законодательством и законодательством Кыргызской Республики о государственном социальном страховании, путем выставления платежных требований, а также обращать взыскание на имущество юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством;

- обращаться в органы, регистрирующие налогоплательщиков, с заявлением о принудительной ликвидации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;

- привлекать экспертов, не заинтересованных в результатах налоговой проверки, для исследования и получения консультаций по отдельным вопросам, требующих специальных знаний и навыков;

- требовать и получать информацию от других государственных органов и органов местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчислением налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам;

- осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами подведомственных и территориальных органов законности при осуществлении своей деятельности, проводит профилактическую работу по предупреждению и пресечению фактов нарушения со стороны сотрудников налоговой службы установленных требований законодательства Кыргызской Республики;

- иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

V. Обязанности и ответственность ГНС

 

8. Права, обязанности и ответственность органов ГНС всех уровней, а также порядок обжалования действий должностных лиц регулируются Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

9. Должностные лица органов ГНС обязаны строго соблюдать законодательство Кыргызской Республики, охраняемые законом права и интересы юридических и физических лиц, а также использовать информацию относительно конкретного налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей, исключительно в служебных целях, соблюдать установленную законодательством налоговую тайну о налогоплательщике, обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих личную, коммерческую и государственную тайну.

10. ГНС обязан своевременно предоставлять требуемые отчеты в Министерство финансов Кыргызской Республики, Социальный фонд Кыргызской Республики и уполномоченный государственный орган для анализа и разработки бюджетно-финансовой и пенсионной политики при условии соблюдения установленной законодательством налоговой тайны.

11. ГНС и его подведомственные и территориальные органы обязаны рассматривать и принимать решения по письменным жалобам налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, неудовлетворенных начислением или другим решением должностного лица налогового органа и информировать их в порядке письменного уведомления о своем решении с указанием причин.

12. Должностные лица ГНС за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, несоблюдение установленной законодательством Кыргызской Республики налоговой тайны о налогоплательщике и конфиденциальности сведений, содержащихся в личных страховых счетах застрахованных лиц, привлекаются к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

13. Причиненные налогоплательщику прямые убытки (ущерб, включая упущенную выгоду) вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками своих обязанностей подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

VI. Организация работы ГНС

 

14. ГНС возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Кыргызской Республики по представлению Премьер-министра Кыргызской Республики.

15. Председатель ГНС имеет статс-секретаря и заместителей.

Статс-секретарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном законодательством о государственной службе порядке.

Заместители председателя ГНС назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя ГНС.

Начальники и заместители начальников межрегиональных управлений и управлений по: контролю за крупными налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за субъектами свободных экономических зон, городам Бишкек и Ош, районам и городам без районного деления, а также работники центрального аппарата ГНС назначаются на должность и освобождаются от должности председателем ГНС согласно законодательства Кыргызской Республики.

Начальники отделов (секторов) межрегиональных управлений и управлений по: контролю за крупными налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за субъектами свободных экономических зон, городам Бишкек, Ош, районам и городам без районного деления назначаются на должность и освобождаются от должности председателем ГНС по представлениям руководителей данных налоговых органов в установленном порядке.

Работники межрегиональных управлений и управлений по: контролю за крупными налогоплательщиками и его региональных служб, контролю за субъектами свободных экономических зон, городам Бишкек и Ош, районам и городам без районного деления назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно руководителями данных налоговых органов в установленном порядке.

16. Председатель ГНС:

- руководит деятельностью ГНС, подведомственных и территориальных органов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГНС задач и обязанностей;

- представляет ГНС и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами Кыргызской Республики;

- распределяет функциональные обязанности между статс-секретарем и заместителями председателя;

- утверждает структуру и штатную численность центрального аппарата, положения о его управлениях (отделах), структуру и штатную численность подведомственных и территориальных органов;

- утверждает планы основных и отдельных мероприятий контрольной и организационной работы ГНС;

- в соответствии с законодательством осуществляет подбор и расстановку кадров, организует подготовку и переподготовку специалистов, повышение их квалификации;

- контролирует соблюдение трудовой дисциплины и обеспечивает проведение мероприятий по дальнейшему улучшению и улучшению условий труда;

- привлекает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики к дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых органов за допущенные ими нарушения и недостатки в работе, если за эти нарушения не предусмотрена уголовная ответственность;

- в установленном порядке учреждает и награждает ведомственными наградами сотрудников ГНС;

- является главным распорядителем денежных средств с правом первой подписи.

17. В ГНС образуется коллегия из 9 человек в составе председателя ГНС (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей председателя, руководителей ведущих управлений, а также представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Министерства финансов Кыргызской Республики. Состав коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики.

18. Порядок организации и проведения заседания коллегии ГНС регулируются Положением о коллегии, утверждаемым Председателем ГНС