Председатель ГНС Б. Аширов: Основным источником увеличения доходов бюджета является теневой сектор (интервью ИА «АКИpress»)

О собираемости налогов, о проверках рискованных субъектов, о коррумпированности в налоговых органах, о планах на 2011 год читайте в интервью с Бакытбеком Ашировым, председателем Государственной налоговой службы при Правительстве КР.

- В 2011 году ГНС планирует собрать порядка 30 млрд. сомов, что на 6 млрд. сомов больше показателя 2010 года. За счет чего вы планируете собрать данные средства?

- Как вы уже отметили, на 2011 год для налоговых органов определен прогнозный уровень по сбору доходов в размере почти 30 млрд. сомов.

Безусловно, исполнение поставленной перед Налоговой службой задачи по доходам бюджета страны будет крайне напряженным, учитывая тот факт, что установленный план по сборам налогов превышает 30%-й уровень прошлого года.

В то же время, я считаю, что при правильном определении приоритетов в работе и принятии необходимых мер, направленных на повышение эффективности деятельности нашего ведомства, поставленных целей можно достигнуть.

За счет чего можно повысить собираемость налогов? На мой взгляд, на текущий момент основным источником увеличения доходов бюджета является теневой сектор. И здесь у нас будет два главных вектора деятельности. С одной стороны мы должны определить и выработать шаги по минимизации использования существующих методов сокрытия бизнесом своих реальных доходов, с другой выявить и устранить проблемные зоны в законодательстве, а также в работе фискалов, вынуждающих такой бизнес уходить в «тень».

И для этого необходимо использовать системный подход. Например, для начала необходимо очертить те сектора экономики, которые традиционно являются «рискованными» с точки зрения наличия в них большой доли теневой составляющей. Затем следует определить проблемы в данных секторах. В частности - выявить недостатки в сфере налоговой нагрузки, формах и методах представления отчетности и уплаты налогов, в целом существующие проблемы при контактах с налоговиками. В итоге будем предлагать предпринимателям данного сектора экономики приемлемые решения, но с обязательным условием выхода их из неформальной зоны деятельности. При этом, безусловно, варианты таких решений будут вырабатываться с учетом мнения бизнесменов. В конечном итоге, «дивиденды» должны получить как бизнес-сообщество, так и бюджет страны.

Конечно же, работа будет проводиться по всем направлениям, где есть резервы пополнения доходов бюджета, это и взыскание недоимки по налогам, усиление контроля в высокодоходных сферах бизнеса, в частности в сфере производства и оборота подакцизной продукции, телекоммуникационной секторе, в игровых и развлекательных сферах бизнеса.

В целом, основные усилия по контрольной деятельности налоговых органов будут сосредоточены на рисковых участках. Уже сегодня запущена система планирования налоговых проверок, основанная на оценке риска неуплаты налогоплательщиком налогов.

- Кстати, ГНС заявляет, что будет проверять предприятия на основе риска, расскажите об этом чуть подробнее. Скажите, обосновано ли то количество проверяющих, которое у вас сейчас есть?

- Налоговой службой при поддержке Международной финансовой корпорации разработана автоматизированная программа, которая внедрена в пилотном режиме в центральном аппарате и районах города Бишкек. Она позволяет на основе специально разработанных критериев риска сокрытия налогов определить предприятия, которые, в зависимости от степени риска, будут подлежать налоговой проверке в первоочередном порядке.

По каждому критерию программа просчитывает определенный балл, по степени риска. Далее суммируется общая сумма баллов и соответственно общий уровень риска. Затем формируется итоговый список рискованных предприятий, начиная с плательщика с максимальным уровнем риска, который будет подлежать проверке первым. Далее будет проверяться субъект, идущий следом по перечню. На практике при такой системе в течение года проверке могут быть подвергнуты не более 5% от общего количества субъектов, в зависимости от количества наиболее рискованных субъектов и ресурсных возможностей фискальных органов.

Таким образом, фактически добросовестные плательщики будут ограничены от необоснованного вмешательства со стороны налоговиков, а проверке будут подвергаться только те предприниматели, в деятельности которых будет присутствовать наибольший риск сокрытия налогов.

Что касается сокращения численности проверяющих, то хочу отметить, что в данном случае их численность будет сокращаться однозначно, потому что система позволяет отойти от сплошных проверок к выборочным, точечным проверкам, что позволит высвободить определенную часть инспекторов.

Вопрос сокращения в целом общей численности сотрудников налоговой службы можно было рассматривать в 2012 году, после завершения процесса реформирования и автоматизации налоговых органов, так как в настоящее время служба все еще испытывает потребности в работниках подразделений по учету налогов, по оказанию сервисных услуг населению, аналитических подразделений. На указанные участки работы мы и планируем перевести штаты, высвободившихся проверяющих.

- А когда закончится процесс автоматизации налоговых органов? Расскажите про автоматизацию поподробнее.

- Как вы, наверное, уже знаете, в настоящее время осуществляются автоматизация налоговых органов при поддержке Всемирного банка в рамках проекта по реформированию и модернизации деятельности налоговой службы. По данному проекту планируется создание Центральной базы данных и Системы информационного управления, развитие коммуникационной инфраструктуры налоговых учреждений, а также создание современной Центральной операционной системы. На текущий момент реализовано более 65% предусмотренных мероприятий. Сегодня идет процесс разработки программного обеспечения по учету налогов и в целом всех рабочих процессов налоговых органов. Автоматизацию планируется закончить в первом полугодии 2012 года.

Одновременно, в рамках вышеназванного проекта сейчас мы проводим оптимизацию структур и рабочих процессов налоговых органов. Пересмотр структуры, внутренних процедур и функциональных обязанностей фискальных органов предусматривает перевод деятельности службы и ее подразделений на функциональный принцип работы. При этом исключаются ненужные и лишние процедуры, с перераспределением работников, осуществляющих контрольные функции «при помощи хождения», на аналитические участки, в подразделения по оказанию методологической помощи налогоплательщикам.

Минимизируются условия для ненужных контактов налогоплательщика и государства. Мы внедряем принцип «единого окна» при уплате платежей, предоставляется возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде, прорабатывается вопрос создания «Колл-центра», где любой может получить необходимую справочную информацию, связанную с работой налоговиков, по фискальному законодательству, процедурам исполнения налоговых обязательств перед государством. Одним словом, создаются условия для упрощенной и удобной уплаты налогов.

Скажу сразу, что этот процесс идет непросто, возникает много вопросов и проблем, но мы намерены добиться успешной реализации этого проекта.

- Расскажите о ходе пилотных проектов по оплате патента через терминалы на крупных торгово-рыночных комплексах? Какие проблемы были выявлены в этом направлении? Собираетесь ли внедрять эту систему повсеместно?

- В целом в вопросах администрирования на крупных рынках и торговых центрах мы совместно с бизнес-сообществом и местными органами власти прорабатываем комплекс мер. Это новый подход к решению имеющихся проблем в этом секторе, реализация которого на наш взгляд даст реальный эффект. Не хотелось бы заранее подробно говорить о них, но скажу одно, это позволит обеспечить упрощенные и прозрачные процедуры уплаты налогов участниками таких бизнес-территорий, минимизировать количество посещений предпринимателей фискалами, а также сократит коррупцию среди фискалов.

В целом хочу отметить, что мы пересматриваем и отходим от существующих неэффективных форм контроля, когда наша служба пыталась «охватить контролем всех и вся» и при этом не получали ожидаемого результата. Порой такой подход наоборот давал обратный эффект, это приводило к увеличению уровня коррупции, уход бизнеса в тень и в целом к неэффективности деятельности налоговых органов.

Нужно сказать, что внедрение новых современных методов и подходов в налоговом администрировании будет являться одной из главных задач, которую я ставлю перед сотрудниками налоговой службы, и которую мы намерены реализовать.

- ГНС постоянно информирует об увеличении сборов налогов из-за администрирования. Сколько удалось собрать денежных средств с должников за счет администрирования в 2010 году?

- За счет погашения задолженности поступило 2,2 млрд сомов, это больше чем в 2009 году на 9% или на 179 млн сомов. Среди этих задолженностей были как с краткосрочным периодом образования, так и долги долгосрочного характера. За прошедший период были приняты меры принудительного взыскания налоговых долгов путем описи имущества у 1517 налогоплательщиков на 286,5 млн сомов, передачи в суды 886 дел на 343,2 млн сомов, привлечения к административной ответственности 3138 ответственных лиц.

Необходимо отметить, что в вопросах взыскания налоговых долгов есть проблемы. Например, когда у крупного недоимщика отсутствуют активы для погашения задолженности, либо когда специально инициируются процесс банкротства для того, чтобы не платить государству. Немалая сумма задолженности числится за отсутствующим должником, это те предприятия, руководители которых долгие годы отсутствуют в республике, либо давно переехали в другие страны. По этим моментам законодательство работает не в пользу государства.

На этот год недоимка по стране составила порядка 1 млрд 900 млн сомов. Поэтому перед нами стоит задача - как можно больше сократить задолженность, за счет ее взыскания в бюджет.

За январь-февраль 2011 года при прогнозе 5 083,9 млн сомов фактически поступило в бюджет 5 144,2 млн сомов т.е. перевыполнение на 101,2 % или на 60,3 млн сомов больше. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года темп роста составляет 100,8 % или 42,2 млн сомов.

- Методологическим советом по координации фискальной политики при Министерстве экономического регулирования ведется работа по разработке стратегии фискальной политики в области развития малого и среднего бизнеса. Какое место в этом проекте определено для патента, сколько их будет, для каких видов деятельности?

- В данной Стратегии планируется определить основные направления и этапы реализации фискальной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса. В ней будут предусмотрены вопросы совершенствования механизмов налогового администрирования данной категории субъектов в кратко, средне и долгосрочной перспективе. Отдельной частью в стратегии будет уделено и вопросам налогообложения на основе патента. В законодательстве других стран также присутствуют специальные налоговые режимы, предусматривающие упрощенные методы исчисления налогов. Обычно эта система присутствует в тех секторах бизнеса, где тяжело проадминистрировать уплату налога, либо в отношении тех субъектов, в деятельности которых внедрение сложных процедур учета и уплаты налогов невозможно и нецелесообразно.

Поскольку Стратегия только прорабатывается, целесообразнее было бы говорить о деталях по окончании данной работы.

- Насколько обоснованы расходы на администрирование?

- Судите сами, с каждым годом налоговые поступления увеличиваются, в 2008 году было около 20 млрд сомов собрано, в 2010 - 24 млрд сомов, в 2009 году - 21 млрд, сейчас нам надо собрать 30 млрд сомов. При этом количество сотрудников службы постоянно сокращается. В 2011 году на 1 сотрудника будет приходиться больше 13,4 млн сомов доходов бюджета, при годовых затратах на его содержание около 0,2 млн сомов. Цифры говорят сами за себя. Другой вопрос, что эффективность расходов могла бы быть значительно выше, и над этим мы будем работать.

- Вы на коллегии выступали с резкой критикой работы персонала. За это время были предприняты меры по улучшению?

- Еще на коллегии были сделаны выговоры начальникам семи инспекций. Помимо выговоров были даны другие виды взысканий. Кроме прошедшей коллегии, систематически проводятся рабочие совещания. Был поставлен целый спектр задач, которые надо решить, которые касаются не только обеспечения поступления налогов, но и касаются повышения эффективности администрирования, улучшения работы с недоимкой, соблюдения этики.

За истекший месяц мы выработали и определили комплекс мер по различным направлениям работы. Запланированные мероприятия распределены по соответствующим подразделениям на каждом уровне, всем поставлены задачи в зависимости от закрепленных функций. По всем направлениям сегодня ведется необходимая работа, и уже по итогам 1 квартала т.г. будем жестко спрашивать с каждого результаты работы.

- Очень многие налогоплательщики жалуются на коррумпированность налоговых органов. Проводится ли какая-нибудь работа по выявлению коррупции?

- В налоговых органах проводилась и сейчас проводится определенная работа с персоналом, в том числе по профилактике и пресечению фактов коррупции среди сотрудников. В центральном аппарате налоговой службы есть отдел служебных расследований, который проводит постоянно соответствующие мероприятия, реагирует на сообщения по фактам нарушений работниками служебных обязанностей. У нас функционирует телефоны доверия, каждый день на него поступают жалобы. На все жалобы служба реагируем, информацию перепроверяем.

Но все же реального эффекта от сокращений фактов коррупции и злоупотреблений в фискальных органах можно добиться реализацией комплекса мер системного характера.

С одной стороны это четкая процедура и повышенный критерий при подборе кадров, жесткая регламентация функций и рабочего процесса работника, достоянная оплата труда и материального поощрения, стимулирующая система продвижения по службе.

С другой стороны – понятное для налогоплательщика налоговое законодательство, упрощенные процедуры уплаты налогов и минимизация контактов с налоговиками.

Самое главное, я считаю, должна быть мотивация. Зарплата у налоговиков небольшая, средняя заработная плата - это 7-10 тыс. сомов. Естественно, при проверке деятельности хозсубъектов они могут соблазниться на определенную мзду. Да, можно наказать, уволить, мы решим одну проблему, но это системная проблема. На мой взгляд, сотрудники служб, которые связаны непосредственно с обеспечением доходов бюджета страны, должны получать на уровне не ниже оплаты труда сотрудников высокодоходных компаний, работающих на территории КР. Так они будут защищены с этой стороны, здесь риск становится ниже.

Система подбора кадров тоже несовершенна. Бывают случаи, когда в налоговые органы попадают работники без соответствующего образования, или без соответствующего опыта в фискальных или финансовых органах.

Хороший пример во многих зарубежных странах. Там, чтобы прийти работать в налоговую службу, у тебя должен быть определенный стаж. Инспектор, который занимается проверками субъектов, должен иметь сертификат, подтверждающий его финансовую грамотность. Начальник сектора, начальник отдела или управления, должен иметь не менее 7 лет стажа в финансовых органах. В этом вопросе мы сейчас готовим ряд проектов нормативных актов, принятие которых вкупе с реализуемыми реформами в организации работы налоговых органов, я думаю, позволят исправить ситуацию и принесут ожидаемые результаты.

- Какая будет отраслевая структура сбора налогов в 2011 году? И как она изменится по сравнению с предыдущим годом? Какие налоги в Кыргызстане наиболее бюджетообразующие?

- За 2010 год сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 24 223,4 млн сомов, которая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 3 076,2 млн сомов или 14,5%.

Значительное увеличение поступлений в 2010 году в отраслевой структуре наблюдается по предприятиям цветной металлургии - в 4,2 раза или на 3,7 млрд сомов, строительства - на 25,8% или на 247,5 млн сомов, услуги общественного питания - в 2,2 раза или на 22,5 млн сомов, транспорт, кроме воздушного - на 18,7% или на 66,4 млн сомов, воздушный транспорт - в 2,0 раза или на 170,8 млн сомов, страховые, банковские и финансовые услуги - на 19,6% или на 204,1 млн сомов.

Относительно 2011 года прогнозов не делается. Вы же знаете, что МЭР посчитало, что у нас будет рост экономики в определённых отраслях. Мы прогнозы по отраслям не делаем, этим занимается МЭР. Но я думаю, что если будет стабильность, то будут развиваться те же отрасли экономики: строительство, промышленность, цветная металлургия, в частности Кумтор, геологоразведка, услуги связи, в этих отраслях будет поступление налогов.

 

Основными бюджетообразующими налогами являются НДС, налог с продаж, налог на прибыль, налог на спецсредства и подоходный налог, налог на валовый доход Кумтора. В текущем году планируется на 1-2 млрд увеличение по бюджетообразующим налогам.

- Скажите, будут ли в 2011 году повышаться ставки по каким-либо налогам?

- Вообще-то в Налоговом кодексе четко прописано, что налоги должны быть справедливыми, при этом, если вносимые в него изменения коснутся увеличения ставок налогов, то такие изменения могут вступать в силу только с нового налогового периода. Но можно с уверенностью сказать, что в этом году общего увеличения ставок налогов не будет. Надеюсь, что и в следующем году тоже не будет. Нужно понять, что у нас все еще низок уровень налоговой культуры и такие шаги, как увеличение налоговой нагрузки, повышают риск ухода бизнеса в тень.

В этом вопросе примечателен пример нового Налогового кодекса, которым количество налогов было сокращено в 2 раза, размеры отдельным налогов были значительно уменьшены. Но, несмотря на это, после его введения в действие в 2009 году налоговые поступления в бюджет не только не снизились, а наоборот увеличились.

ИА «АКИpress»