Б. Аширов о планах Государственной налоговой службы. Интервью Business АКИpress

 

 

Бактыбек Асанбекович, расскажите, планируются ли какие-либо изменения  для малого и среднего бизнеса? 

Будет ли сокращаться налоговая отчетность, представляемая предпринимателями.

 

Я ранее уже отмечал, что в настоящее время Методологическим советом по координации фискальной политики при Минэкономрегулировании КР ведется работа по разработке стратегии фискальной политики в области развития малого и среднего бизнеса.

Не хотелось бы заранее озвучивать предварительные итоги данной работы.  Я могу высказать только свое личное мнение о том, что в среднесрочной перспективе необходимо сделать в сфере совершенствования системы налогообложения малого и среднего бизнеса.

Начну с регистрации. На мой взгляд, необходимо упростить процедуру регистрации малого бизнеса, как государственной, так и налоговой регистрации.  В особенности это должно касаться физических лиц, ведущих свой бизнес на основе патента.  Например, если лицо захотело приобрести патент, его не нужно заставлять для этого идти проходить регистрацию в органах статистики и соцфонда.  В данном случае, факт приобретения патента можно было бы считать фактом его регистрации.   В то же время необходимо четко  определить виды деятельности и круг лиц, которые могли бы осуществлять свой бизнес на основе добровольного патента.  В этой сфере должен работать только мелкий бизнес.  Исключением является швейный сектор, субъектам которых Правительство КР прежде обещало сохранить патентную систему, если они выйдут из тени.

Далее необходимо предусмотреть и разработать упрощенный метод ведения учета для малого бизнеса.  Следует оптимизировать налоговую отчетность для данной категории.  Давно назрела необходимость пересмотра системы упрощенного обложения, основанного на уплате единого налога.  Несмотря на уменьшение, с введением нового налогового кодекса, ставки единого налога, данный режим не получил должной привлекательности со стороны предпринимателей.   

 

Что касается существующей налоговой отчетности, то и здесь есть проблемы.

Мы не раз встречались и разговаривали с бизнес-ассоциациями, где постоянно говорится  о том, что отчетность чрезмерно объемная, в особенности  по НДС.  На формирование такой отчетности у плательщика уходит много времени, человеческих и соответственно финансовых расходов.  Нужно признаться, что у нас действительно есть отчетность, которую можно было бы сократить как по количеству, так и по периодичности ее представления в налоговые органы.  

Мелкие предприниматели, как правило,  либо патент платят, либо облагаются по единой ставке и тут отчетность должна быть минимальной.

Объемная и детализированная отчетность, в основном, должна быть предназначена для крупных предпринимателей.    Сейчас мы изучаем вопрос оптимизации системы налоговой отчетности. В этом году полностью будет сделан анализ и, возможно, мы ее существенно сократим, в особенности отчетность по НДС. Я об этом говорил на инвестиционном совете при Правительстве КР.    Скорее всего мы сможем отказаться от отдельных приложений отчетов по НДС  по мере модернизации и автоматизации работы налоговых органов, осуществляемой  в рамках соответствующего проекта АБР.   Создание единой и полноценной информационной базы по налогоплательщикам  сделает многие отчеты ненужными.

Я думаю, что в итоге налоговая отчетность сократится на 50 и более процентов.  

 

А что по поводу счет-фактур?

Обращаясь к истории вопроса введения у нас счет-фактур по НДС, напомню, что к этому решению налоговая служба пришла, основываясь на опыте прибалтийских стран и в частности Латвии.  В эту страну специально ездили работники налоговой службы, изучали опыт.    За счет внедрения счет-фактур хотели расширить налоговую базу, упорядочить систему зачета по НДС и ограничить деятельность «лжефирм».    Но практика показала, что недобросовестный налогоплательщик всегда сможет найти пути обхода.   В итоге получилось, что последний продолжал фиктивно пользоваться зачетом по налогам, а добропорядочный плательщик  был перегружен излишней отчетностью.

Следует отметить, что в Латвии уже отказалась от такой системы, они поняли, что это было не совсем эффективно.

Мы сегодня изучаем возможность отмены счет-фактур, но взамен необходимо продумать  адекватную систему, более эффективную и не столь усложненную как счет-фактуры.

Скорее всего, мы сможем отказаться от третьего экземпляра счет-фактур, но это решение может быть реализовано по мере полноценного формирования базы данных по НДС и  автоматизации работы налоговых органов.   

 

Каков механизм налогового администрирования будет в отношении плательщиков акцизного налога?

Сейчас МЭР совместно с нами разработан законопроект, направленный на поддержку алкогольной отрасли и выводу ее из тени. Сейчас заключены ресурсные соглашения с ведущими компаниями производителями алкогольной продукции, планируется внести поправки в Налоговый кодекс.  Поправками предусматривается установление срока уплаты акцизного налога не на момент получения акцизных марок, как сейчас, а только после реализации продукции.  Т.е. в данном случае фактически предоставляется отсрочка по уплате налога, что позволит «сохранить» оборотные средства предприятий.    Кроме того, планируется освободить производителей от налога на прибыль и НДС, если конечный продукт будет изготавливаться из собственно выращенных сельхозкультур.  Тем самым мы хотим поддержать местных производителей.  Это также даст возможность вывести данный сектор из тени.  Это как раз таки и есть элемент государственно-частного партнерства. То есть государство говорит «Вы выходите из тени, а  мы вам помогаем, через предоставление налоговых послаблений»  и это нормально.  

Что касается табачной отрасли, то  в этой сфере мы также прорабатываем оптимальные решения. Необходимо изучить опыт соседей, в частности России, и здесь тоже будет пересмотрена система налогообложения.

Как вы видите, налоговики, в данном случае, исходят не только из чисто фискального подхода,  мы понимаем, что нужно дать возможность бизнесу развиться.

 

Как вы оцениваете сборы новых налогов по недвижимому и движимому имуществу? Сколько было собрано средств в 2010 году и достигли ли они плановых показателей? Какой процент от налогоплательщиков, подпадающих под данные налоги, уплатили их?

Поступления по налогу на недвижимое имущество  за 2010 год составили 464,7 млн. сом или 116,9% от прогноза. Доля к ВВП составила 0,2 процентных пункта.

 Всего по Республике 1,131 млн. жилых домов и квартир, из них попадает под налогообложение 10,7 тыс. единиц, что составляет 0,95% от  их общего количества.  При этом фактически поступило по 1 группе недвижимого имущества, а это жилое имущество,  47,0 млном или  87,3% от прогноза.

Количество налогоплательщиков второй группы, это здания, сооружения, контейнера, там где осуществляется предпринимательская деятельность, составили 49,5 тысдиниц.  По ним поступило налогов на сумму 417,7 млн сомов, что составило 121% от прогноза. Прогнозные параметры на 2011 год налога на имущества 1,2,3 групп оставлены на прежнем уровне 400 млн сомов.

 

В настоящее время при поддержке USAID  в налоговой службе разрабатывается системный программный модуль, с использованием базы данных Госрегистра.  Данную автоматизированную систему мы намерены внедрить  в пилотном режиме в одном из районов республики.   В данном случае налоговые органы смогут, используя базу данных госрегистра в автоматизированном режиме, максимально охватить учетом плательщиков налога и более эффективно осуществлять его администрирование.   В настоящее время все еще многие пытаются уходить от налогообложения. Имеющиеся у ГНС технические проблемы еще не позволяют полностью охватить контролем данную сферу.  Но это вопрос только времени.   Я надеюсь, что с помощью этой системны мы сможем улучшить сборы от налога на имущества.  Тем, кто не уплатил этот налог ранее, придется впоследствии оплачивать долги за предыдущие годы, но уже с начислением пени, учитывая тот факт, что имущество это не «оборот», его никуда не спрячешь.

Сегодня есть проблемы со сбором налога с владельцев временных строений: павильонов, контейнеров, с простаивающих предприятий, с субъектов сдающих недвижимое имущество в аренду.  С ними мы проводит соответствующую работу. 

 

По четвертой группе, по движимому имуществу, за 2010 год поступления составили чуть более 400 млн. при прогнозе 443 млн. сомов. То есть процент выполнения был 89,9% и сократились по сравнению с 2009 годом на 54 млн. сомов. Причиной явились, как вы понимаете, прошлогодние события.  На 2011 год прогноз сохранен на уровне 2009 года - 455 млн. сомов.

В сборе этого налога нам помогали органы ГАИ.   В этом году мы опять с ними будем проводить совместную работу. Статистика показывает, что автомашин на учете в республике состоит больше, чем автомобилей, с которых был уплачен налог. С каждым годом количество транспортных средств растет.   И здесь есть проблемы.  Например, сейчас большое количество автомобилей перепродаются по доверенности, а налог должен быть уплачен лицом, на которого оформлено транспортное средство.  Приходится искать нового хозяина машины.  Бывают такие моменты, когда владелец транспортного средства работает в городе, где и уплачивает налог, а машина зарегистрирована в отдаленном районе. А это налог местный, он должен поступать в местный бюджет, естественно поднимается вопрос, почему налоги не поступают в местный бюджет.   Эти вопросы мы сейчас решаем с местными властями и банковскими учреждениями. Есть машины, которые изнашиваются, их уже нет фактически, а они все еще числятся, здесь надо уточнять статистику. Но я уверен, что этого налога можно больше собрать, потому что не все платят.   

 

 

На какой стадии находится процесс передачи  функций сбора страховых взносов от Социального фонда Налоговой службе?

 

Вопрос передачи функций администрирования налоговым органам вставал еще несколько лет назад.

 

На моей памяти это уже третья попытка, когда решаются передать Налоговой службе функции по администрированию страховых взносов.  Первая была - в 2002 году, вторая – в 2009 году.  

Основными причинами, по которым ранее не получалось реализовать передачу функций явились недостаточная проработка всех организационных и технических вопросов, касающиеся формирования, обработки и ввода данных в информационную базу Соцфонда КР, включая вопросы обеспечения необходимыми каналами связи, их сопровождения и обеспечения безопасности баз данных.  Кроме того, существовала недостаточная координация между двумя ведомствами, неподготовленность к процессу передачи функций, что в конечном итоге привело к несоблюдению сроков передачи функций и возникновению проблем в учете.

 

В текущем году, согласно утвержденному Правительством КР плану мероприятий: «Экономика и безопасность, предусматривается в пилотном режиме осуществить передачу функций по сбору страховых взносов налоговым органам по городу Бишкек.  

Сейчас мы тщательно изучаем этот вопрос, прорабатываем меры по минимизации возможных рисков.  Я думаю, в течение 2-х месяцев соответствующие предложения по данному вопросу будут внесены в Правительство КР.

 

Это будет эффективнее, если этим будет заниматься Налоговая?

Основной целью передачи функций было устранение дублирования и повышение эффективности собираемости взносов, сокращение финансовых и временных затрат как плательщиков, так и госорганов.  Для налогоплательщиков однозначно будет легче.  В этом случае можно избавить плательщика от излишней регистрации, представления отчетов и проверок со стороны одного из органов.  Но я повторюсь, что в этом вопросе есть пока что ряд нерешенных моментов  законодательного, организационного и технического характера.

 

В какие сроки будет одобрен законопроект по исключению налога с продаж с экспортных поставок и поставок на территорию республики?

Этот вопрос сейчас изучается в Министерстве экономического регулирования совместно с нашими специалистами. Когда будет одобрен законопроект, сказать трудно так как есть установленные процедуры, кроме того необходимо проработать источники покрытия выпадающих доходов бюджета.  Хочу подчеркнуть, что это освобождение будет касаться исключительно экспорта товаров,  т.е. оно затронет в основном только производителей.

 

C 2012 года все категории лиц обязаны заполнять форму единой налоговой декларации. Насколько она необходима в нынешних условиях? Позволит ли она каким-то образом учитывать теневую экономику?

Нами совместно с Министерством экономрегулирования КР подготовлен проект изменений в Налоговый кодекс, согласно которому срок перехода на всеобщее декларирование переносится на один год, с 2011 на 2012 год.  То есть если изменения будут приняты, то по деятельности физического лица за 2012 год единую налоговую декларацию  необходимо будет сдать до 1 апреля 2013 года. 

В то же время, по данному вопросу я хотел бы обратить внимание вашу аудиторию на тот факт, что согласно налоговому законодательству такая категория физических лиц как фермеры, лица – плательщики налога на имущество и земельный налог (за исключением налога за приусадебные и садово-огородные участки), а также государственные служащие по  своей деятельности за 2010 год обязаны представить единую налоговую декларацию до 1 апреля текущего года.

Вообще процесс перехода на всеобщее декларирование будет непростым, в данном случае нужно учитывать возможности фискальной службы.  мы должны быть подготовлены в техническом, методологическом плане, должны быть учтены ресурсные возможности по персоналу.  Но еще более важным условием успешной реализации данной задачи является подготовленность самих граждан.

Хочу отметить, что изначально целью перехода на всеобщее налоговое декларирование являлось расширение сферы учета доходов и уплаты налогов в стране.    Через внедрение данного механизма можно было бы ограничить теневую сферу получения доходов.

Здесь примечателен опыт функционирования подобного механизма в развитых странах.  Там ты сдаешь декларацию и официально показываешь заработную плату, свои доходы, в то же время если ты ездишь на дорогой машине или имеешь дорогой дом, а твои доходы не покрывают расходы на приобретение такого имущества или на его содержание, то тебе придется объяснять источники дополнительных расходов.

У нас в стране  сразу перейти на эту систему не получится, это требует особого поэтапного подхода. 

 

Когда вы начнете с банками устанавливать связь?

В настоящее время проводится работа по автоматизации учета поступающих платежей, и этот процесс увязан с системой казначейства, через которую осуществляется взаимозсвязь с банковскими операциями. В будущем мы намерены получать и обрабатывать информацию об уплате налогов в автоматизированном и ежедневном режиме централизовано через Центральное Казначейство КР.  Сейчас этот процесс осуществляется на территориальном уровне и, в большинстве случаев, обмен производится в бумажном виде.

 

Рассматривается ли вопрос передачи некоторых налогов обратно в местные бюджеты?

Сейчас земельный налог и налог на имущество полностью поступает в местный бюджет.  В тоже время в налоговом законодательстве предусмотрена норма, согласно которой местные органы власти оказывают только содействие в сборе налогов. 

В перспективе я думаю, что администрирование местных налогов можно было передать местным властям.   Но опять таки, это должен быть поэтапный процесс.  Допустим сначала передать администрирование земельного налога с приусадебных участков, налогов на движимое и недвижимое имущество граждан.  Следующим этапом передать сборы местных налогов остальных категорий плательщиков.

В настоящее время местные органы власти не готовы к приему функций сбора ни институционально, ни с точки зрения технической подготовленности.  Необходимо готовить соответствующих сотрудников, которые могли бы вести учет плательщиков, учет начисления и поступлений налогов, осуществлять контроль за уплатой и т.д.   

В целом, мне кажется, что вопрос проведения реформ, направленных на фискальную децентрализацию, назрел давно и мы должны двигаться в этом направлении, но с минимизацией возможных отрицательных последствий  для всей налоговой системы.