Концепция развития Налоговой службы Кыргызской Республики на 2007-2012 годы.

Принята распоряжением Правительства КР от 25 января 2007 года.

 

I Введение

Система налогообложения в Кыргызской Республике, ориентированная на рынок, была введена в действие в начале 1992 года.

В 1996 году был принят Налоговый кодекс Кыргызской Республики, которым были введены простые и прозрачные формы уплаты НДС, подоходного налога и налога на прибыль, акцизного налога и земельного налога, в результате чего изменились законодательная и экономическая основы налогообложения, а также организационная форма деятельности налоговой службы.

 

Анализ действующего Налогового кодекса показал, что отдельные его положения требуют совершенствования, в связи с чем в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики от 13 января 2004 года №3 была начата работа над проектом новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

 

Проект новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики предусматривает решение ряда принципиальных задач, прежде всего, создание максимально благоприятных условий для активизации деятельности субъектов предпринимательства, притока инвестиций, качественного улучшения налогового администрирования, справедливого налогообложения, гармонизации налогового законодательства с другими законодательными актами республики, устранения противоречий и неоднозначного толкования норм Налогового кодекса Кыргызской Республики.

 

Налоговая реформа направлена на совершенствование налоговой политики в стране с целью снижения бремени прямых налогов и предполагает стимулирование добросовестных налогоплательщиков. Налоговая реформа будет способствовать привлечению инвестиций в экономику, развитию промышленного сектора республики.

 

II Цели и задачи Концепции

 

Целью Концепции развития Налоговой службы является определение основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов и притока прямых инвестиций в экономику страны, исполнение государственных программ развития.

 

Для этого необходимо добиться стабильных налоговых поступлений за счет повышения собираемости налогов и сокращения случаев их неуплаты, улучшить обслуживание налогоплательщиков, создать им комфортные условия для исполнения ими налоговых обязательств, а также повысить эффективность функционирования самой Налоговой службы.

 

Основой проведения реформ в области налоговой политики является реализация следующих стратегических задач:

- реформирование и совершенствование налогового законодательства;

- совершенствование системы управления Налоговой службы;

- развитие информационно-технической политики Налоговой службы;

- развитие материально-технической базы Налоговой службы.

 

1. Реформирование и совершенствование налогового законодательства

 

Реформирование налогового законодательства предполагает проведение тщательной ревизии всех существующих законодательных и нормативных правовых актов в налоговой сфере и разработку нормативно-правовой базы в соответствии с проектом новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики.

 

Проект новой редакции Налогового кодекса основан на следующих основных принципах налогообложения: обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и стабильности налогового режима для инвесторов.

2. Совершенствование системы управления Налоговой службы

 

В целях совершенствования системы управления Налоговой службы необходима организация и разработка более эффективной системы управления, оптимизация организационных структур центрального органа управления и подведомственных налоговых органов, снижение уровня коррумпированности работников налоговых органов и усиление кадрового потенциала.

 

Необходимо изменить существующую кадровую политику Налоговой службы республики, одной из основных задач которой является подготовка и повышение квалификации работников налоговых органов. Необходим новый подход в системе повышения профессионального образования, отвечающего современным требованиям и задачам налоговых органов.

 

3. Развитие информационно-технической политики Налоговой службы

 

Развитие автоматизации и компьютеризации Налоговой службы, механизмов ее реализации на дальнейшую перспективу является одной из основных задач данной Концепции.

Автоматизация и компьютеризация Налоговой службы Кыргызской Республики - эта реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев эффективности и вытекающих из них организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением информационных технологий и применением информационно-технических средств в деятельности налоговых органов.

 

Одной из основных мер является разработка методик для проведения автоматизированного комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, отбора их для проверки, а также определение фактической базы по косвенным данным, получаемым из различных источников.

 

4. Развитие материально-технической базы Налоговой службы

 

Совершенствование и развитие материально-технической и социальной базы налоговых органов республики предусматривает создание необходимых условий труда для работников Налоговой службы, приобретение и строительство, капитальный ремонт административных зданий, обновление автомобильного парка, обеспечение служащих налоговых органов форменным обмундированием, оснащение рабочих мест необходимой оргтехникой, инвентарем и средствами связи.

 

Для более эффективного проведения налоговой реформы необходимо определить структуру налоговых органов, план капитальных вложений по капитальному строительству, реконструкции и обустройству налоговых инспекций.

 

III. Анализ действующей налоговой системы

 

Государственной налоговой инспекцией при Правительстве Кыргызской Республики, по предварительным данным за 2006 год мобилизовано налогов и платежей в сумме 9602,5 млномов или 103,2% от установленного прогноза в объеме 9302,7 млн.сомов. По сравнению с 2005 годом, поступления налогов и платежей увеличились на 876,1 млномов, или на 10,0% в номинальном и на 0,8% - в реальном выражении. Доля доходов к ВВП составила 8,5% и, по сравнению с прошлым 2005 годом, уменьшились на 0,2 процентных пункта.

 

Валовый внутренний продукт (ВВП) в 2006 году (фактический ВВП по предварительной оценке) составил 113175,6 млномов, что больше на 12,2% по сравнению с показателем 2005 года, дефлятор ВВП - 109,2%.

 

В течение последних пяти лет наблюдается стабильный рост поступлений, мобилизуемых налоговыми органами в среднем ежегодно на 10,0% или на 747,0 млномов. Данный рост поступлений обеспечивался за счет следующих направлений:

 

- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами на патентной основе;

- введение упрощенной системы налогообложения для отдельных видов экономической деятельности;

- ограничение представления налоговых льгот;

- гармонизация системы местных налогов и сборов

- улучшение информированности налогоплательщиков.

 

Так, поступления в 2001 году составили 5866,9 млномов или 7,9% ВВП, в 2002 году - 6661,4 млн.сомов (8,2%), в 2003 году - 7398,8 млн.сомов (8,8%), в 2004 году - 7897,3 млн.сомов (8,4%), в 2005 году - 8726,4 млн.сомов (8,6%), в 2006 году (по предварительным данным) - 9602,5 млн.сомов (8,5%).

 

IV. Основные направления реформирования налоговой системы Кыргызской Республики

 

1. Реформирование и совершенствование налогового законодательства

 

В настоящее время проект новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики находится на рассмотрении в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики.

 

Основной целью разработки новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики является снятие всех противоречий в Налоговом кодексе Кыргызской Республики и в других действующих нормативных правовых актах и применение единого администрирования налогов и сборов.

 

В основу нового редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики заложены основные принципы налогообложения, такие, как:

- принцип определенности налогообложения;

- принцип справедливости налогообложения;

- принцип единства налоговой системы;

- стабильность налогового режима;

- принцип гласности;

- достаточность бюджетных доходов;

- простота и доступность.


Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Налоговый режим должен иметь стабильный характер в целях привлечения инвестиций.

 

Проект новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики содержит ряд норм, направленных на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков за счет улучшения администрирования налогов и сборов, для чего предполагается:

 

- изменить порядок проведения налогового контроля, обжалования нормативных правовых актов и уведомлений органов Налоговой службы, действий (бездействия) сотрудников органов налоговой службы, а также рассмотрение налоговых правонарушений и привлечения к ответственности за их совершение;

- совершенствование системы налогообложения местных налогов и сборов с одновременным исключением отдельных видов местных налогов и сборов, у которых доля поступлений в бюджет незначительна;

- проведение мониторинга деятельности крупных предприятий;

- ведение регистрации налогоплательщиков по принципу одного окна и процедуры по уплате налогов и сборов;

- внедрение новых форм контроля за возмещением НДС;

- осуществлять контроль за производством и реализацией подакцизных товаров;

- внедрение системы учета контроля за акцизными марками;

- обеспечение полной камеральной проверки всей налоговой отчетности;

- улучшение учета нерезидентов в целях их налогообложения;

- введение электронной системы подготовки и отправки, приема форм налоговой отчетности (электронный документ) и другие способы сдачи налогоплательщиками налоговой отчетности;

- осуществление электронного контроля налоговых проверок (налогового аудита) и осуществление постоянного рейтинга налоговых инспекторов;

- ведение электронного контроля неплатежеспособных и обанкротившихся хозяйствующих субъектов;- создание Web-портала для налогоплательщиков по работе с информационными системами и ведомственной системы электронного документооборота.

Для выполнения данных целей необходимо:

- разработать проекты нормативных правовых документов, формы налоговых деклараций, отчетов, расчетов с одновременным внедрением электронной формы налоговой отчетности, регистрационную базу данных налогоплательщиков по НДС, систему приема и обработки;

- усовершенствовать систему учета счет-фактур по НДС в целях отслеживания товарного потока и контроля за ними;

- разработать систему учета доходов, облагаемых у источника выплаты, с созданием базы данных получателей этих доходов по каждому налогоплательщику;

- внедрить комплексную информационную систему налогового администрирования, которая обеспечит достоверность и полноту информации, связанную с налогообложением, сокращение времени для получения оперативной информации, сокращение потерь от неэффективного использования времени налоговых инспекторов, сокращение потерь от недостатков в системе учета, наличие актуальной базы данных налогоплательщиков;

- перестроить КITIS с целью приведения его алгоритма в соответствие с новым положением;

- создать систему электронного мониторинга крупных предприятий;

- создать Центр консультаций и разъяснений норм налогового законодательства;

- создать систему автоматизированного фискального администрирования налогоплательщиков.

Реализация указанных направлений вместе с совершенствованием налогового законодательства должна способствовать увеличению поступлений налогов и сборов в бюджет.

2. Совершенствование системы управления Налоговой службы

 

Основными направлениями реформирования системы управления Налоговой службы являются:

- организация и разработка эффективной системы управления;

- совершенствование организационных структур центрального органа управления и подведомственных налоговых органов, оптимальное распределение функций и совершенствование функциональных отношений между ними;

- качественное администрирование налогов и платежей;

- совершенствование оперативных процессов, автоматизации единой системы баз данных учета и обработки информации об исполнении доходной части бюджета;

- достоверная предсказуемость выполнения прогнозных показателей;

- снижение уровня коррумпированности;

- усиление кадрового потенциала.

Существующая система управления налоговой службой имеет ряд нерешенных проблем:

- отсутствие четкого разграничения функций и полномочий системы управления налоговой службой;

- несовершенство системы администрирования крупных налогоплательщиков;

- отсутствие автоматизации оперативных процессов учета и обработки базы данных по исполнению доходной части бюджета;

- низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников налоговой службы.

 

Для реализации поставленных задач по реформированию системы управления Налоговой службой предусматривается осуществление следующих мероприятий:

- исследование и улучшение организации информационных потоков внутри структуры, а также потоков входящей и исходящей информации (дублирование заданий от вышестоящих подразделений на районный уровень, и, соответственно, оптимизация информационных потоков, повышение уровня оперативности управлений и исполнительской дисциплины);

- проведение функционального анализа Государственной налоговой инспекции при Правительстве Кыргызской Республики для выработки рекомендаций по совершенствованию его организационной структуры на центральном и районном уровне;

- пересмотр функций областных и районных ГНИ, разработка и внедрение новых базовых методик, оптимизация рабочих процессов по снижению налоговой и таможенной задолженности;

- изучение и совершенствование структурно-организационных аспектов налогового аудита, подготовка рекомендаций по улучшению базовых методик;

- проверка целостности системы регистрации налогоплательщиков, изучение проблематики в решении задач идентификации, разъяснительной работы, поиска незарегистрированных налогоплательщиков включая сотрудничество с другими органами;

- анализ и инвентаризация базы учета налогоплательщиков по представлению деклараций (выяснение причин и обстоятельств длительного непредставления отчетов для разработки предложений и рекомендаций);

- повышение образовательного уровня сотрудников Налоговой службы. Разработка и внедрение новых методов проведения аттестаций и повышения квалификации сотрудников;

- повышение кадрового потенциала: уровень образования, профессиональная пригодность, соответствие занимаемым должностям.

 

Система управления Налоговой службой будет корректироваться с учетом изменения административно-территориального деления страны и по мере изменений законодательства Кыргызской Республики.

Реформирование и модернизация налогового администрирования основаны на ключевых принципах современного налогового администрирования:

- добровольная уплата налогов - принять меры для содействия добровольной уплате налогов, т.е. соблюдение налоговых обязательств без вмешательства со стороны налоговых органов;

- самоначисление налогов - в рамках добровольного исполнения налоговых обязательств планируется, что налогоплательщики будут практиковать самоначисление налогов, при этом они будут рассчитывать свои налоговые обязательства и подавать налоговые декларации с ограниченным участием со стороны налоговых органов, и главным образом, с помощью предоставленных им информации и услуг;

- сокращение контакта - самоначисление приведет к сокращению контакта между налогоплательщиками и налоговыми органами, что сократит возможности для коррупционной практики;

- эффективная система налоговых проверок - поскольку имеется фактор налоговых нарушителей, необходимо создать эффективную систему налоговых проверок. Налоговые проверки должны проводиться на основе комплексного анализа показателей;

- эффективная система санкций и штрафов - эффективная система налоговых проверок и соответствующие механизмы позволят быстро установить налоговых нарушителей, соответственно, должна быть создана надлежащая система санкций и штрафов;

- повышение уровня ИКТ - повышение уровня ИКТ в тесном соединении с перестройкой рабочего процесса будет способствовать вышеуказанным реформам.

 

Налоговой службе необходимо реформирование и модернизация налогового администрирования, состоящие из трех компонентов: институциональное укрепление, улучшение материального состояния и повышение квалификации кадров. Эти компоненты могут осуществляться через инвестиционные проекты.

 

1 компонент - Институциональное укрепление

 

Данный компонент будет состоять из следующих подкомпонентов:

Стратегия реформ:

- формулирование стратегического плана, включающее видение/миссию и схему управления изменениями;
- формирование показателей эффективности исполнения функциональными отделениями налоговых органов в соответствии с графиком задач по реформированию и модернизации.

Регистрация налогоплательщиков:

 принятие упрощенных правил по регистрации ККМ;

- создание единого окна для регистрации налогоплательщиков совместно с госорганами;

- перекрестная проверка ИНН с идентификационными номерами Социального Фонда Кыргызской Республики;

- очистка базы данных зарегистрированных налогоплательщиков;

- перерегистрация в рамках нового Налогового кодекса.

Подача деклараций:

- создание электронной системы подачи деклараций, отчетов, расчетов в первую очередь в УККН;

- установление требований ко всем агентам налогоплательщикам (бухгалтерам) об обучении своих клиентов подаче деклараций в электронном виде;

- стимулирование налогоплательщиков в подаче деклараций и осуществлении платежей в электронном виде.

Платежи:

- организация системы точной и быстрой передачи платежных поручений из банков в налоговые инспекции;

- разработка альтернативных методов платежей по патентам;

- тщательный пересмотр механизма обмена информацией с казначейством, с целью проведения одновременного представления данных из банков в налоговые инспекции, и регулярной сверки без обращения в РОКи.

Обработка деклараций:

- подготовка системы ввода данных, которая может быть использована банками для внесения данных деклараций и платежей непосредственно в систему Налоговой службы с целью исключения двойного ввода данных и сокращения ошибок;

- в районных инспекциях, где используется KITIS, активизировать модуль по передаче данных непосредственно в центральную базу данных Налоговой службы с целью устранения двойного ввода данных и ошибок;


- внести поправки в нормативные акты с целью отмены требования выдавать уведомления при подаче деклараций (такие уведомления должны выписываться только в случае нарушений или задержки платежей);

- усилить KITIS с целью обеспечения автоматического генерирования уведомлений;

- сократить нагрузку Налоговой службы по обработке данных через поощрение использования электронной подачи данных.

Управление недоимками:
- обеспечить сотрудников по взысканию платежей программным продуктом для эффективного обнаружения недоимок и применения соответствующих мер.

Налоговые проверки и счет-фактуры по НДС:
- доработка системы учета счет-фактур по НДС (реестра) для сличения данных по ним и деклараций КITIS;
- разработка компьютерной системы для сопоставления данных таможенной службы и базы данных КITIS;
- ограничение количества типографий для печатания счет-фактур.

Управление по контролю за крупными налогоплательщиками (УККН):
- пересмотреть и усилить организационный статус УККН;
- увеличить количество крупных налогоплательщиков, администрируемых УККН;
- перевести УККН в предлагаемое специализированное здание и подключить ее ИКТ-систему к центральной базе данных;
- создать в УККН систему оценки эффективности исполнения и установления целей.

Обучение и услуги для налогоплательщиков:
- создание подразделения по обучению и обслуживанию налогоплательщиков, включая информационно-справочный центр, предусматриваемый в специализированном здании;
- создание процесса постоянной и систематической оценки потребностей, как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов в информации и обучении с целью содействия добровольной подачи деклараций и самоначислений, и проведение соответствующей информационной кампании;
- разработать и раздать упрощенные налоговые формы для облегчения процесса добровольной подачи деклараций и самоначисления;
- создание партнерских отношений с частным сектором с целью информирования и обучения налогоплательщиков.

2 компонент - Улучшение материального состояния

Данный компонент является основной частью инвестиционного проекта:
- создание центральной базы данных;
- создание обширной сети для подключения налоговых инспекций, сначала через пилотную программу;

- виртуализация приложений для передачи приложений сервер/клиент через централизованную и защищенную систему;
- распространение КITIS на общенациональный уровень через пилотную программу по инспекциям;
- создание эффективной системы обмена данными в ГТИ, казначействе, НБКР, СФ, и других соответствующих государственных ведомствах;
- создание удаленного центра восстановления данных, подключенного к центральной базе данных;
- создание функциональности для электронной подачи деклараций через пилотную программу в УККН;
- приобретение помещений для специализированного здания, в котором будет размещаться: центральная база данных и другое оборудование ИКТ/АСУ, УККН, Бишкекская городская налоговая инспекция, информационно-справочный центр и центр обучения для сотрудников налоговых органов.

3 компонент - Кадровое развитие

Наряду с организационным укреплением и повышением физического состояния, необходимо обучить сотрудников ГНИ:
- управлению системой КITIS и другими системами ИКТ;
- сбору данных и бизнес-аналитике с целью содействия процессу налоговых проверок, основанного на оценке риска;
- общим вопросам налогообложения и по конкретным предприятиям;
- практике предоставления услуг и обучения налогоплательщиков.
Данное обучение будет проводиться в центре обучения, который разместится в специализированном здании ГНИ, а также посредством зарубежных обучающих поездок.

3. Развитие информационно-технической политики Налоговой службы

Политика компьютеризации и автоматизации Налоговой службы предполагает внедрение современных информационных технологий, изменение политики организационно-методологической работы для создания комплексной системы администрирования и внедрения в практику деятельности налоговых органов на всех уровнях, с целью:

- улучшения анализа, систематизации методологической, нормативно-правовой и методической базы;

- повышения уровня подготовки сотрудников Налоговой службы для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и технических средств;

- упреждающих разработок прикладного программного продукта на основе анализа и оптимизации нормативно-правовой и методической базы;

- концентрации материально-технических ресурсов на приоритетных
направлениях и целевое использование финансовых средств;

- повышения возможности выявления различных фальсификаций на основании современных методов анализа собираемой информации;


- обеспечения возможности информационного взаимодействия со смежными государственными службами Кыргызской Республики с аналогичными службами других государств-участников ЕврАзЕС на уровне современных требований информационных технологий.

Основные компоненты политики компьютеризации и автоматизации:

а) в законодательной части:
- учет возможностей и требований информационных технологий, используемых в работе информационных служб, при разработке Налогового кодекса и внесения поправок и разъяснений;
- разработка и инициирование процесса внедрения стандартов защиты, хранения и пересылки информации, согласование с заинтересованными службами и институтами протокола использования таких комплексов защиты информации.

б) в организационной части:
- проведение анализа с целью оптимизации (минимизации и исключения дублирований и противоречий) информационных потоков;
- изучение существующих и применяемых в мировой практике передовых норм и стандартов хранения, обработки и обмена экономической информацией;

- обеспечение необходимого уровня подготовки сотрудников Налоговой службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования современных информационных технологий и технических средств;
- создание и организация постоянно действующих курсов по повышению компьютерной грамотности инспекторов.

в) в аппаратно-технической части:
- оснащение всех рабочих мест специалистов, начиная с районного уровня, современными персональными компьютерами, выделенными (исключающими возможность операторной работы) серверами с избыточными характеристиками по надежности, емкости устройств хранения информации, обеспеченными аппаратурой модемной связи и индивидуальными системами бесперебойного питания с возможностью информационной обратной связи.


Проведение компьютеризации и автоматизации Налоговой службы позволит:
- повысить эффективность процесса сбора налогов, учета и отчетности;
- максимально исключить человеческий фактор (инспектора налоговой службы) из процесса администрирования налоговых сборов;
- улучшить сервис услуг автоматизированного предоставления полной и достоверной информации о системе Налоговой службы, отчетах о деятельности налоговых органов, о субъектах экономической деятельности (полнота информации ответа зависит от статуса запрашиваемого объекта).


На реализацию мероприятий по компьютеризации и автоматизации Налоговой службы необходимо 6,5 млнолларов США или около 253,5 млн.сомов.

4. Развитие материально-технической базы Налоговой службы

Проведенный анализ состояния активов подведомственных налоговых подразделений показал, что материально-техническая база налоговых органов в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

В связи с этим, в целях совершенствования и развития материально-технической базы налоговых органов республики, создания необходимых условий труда для налоговых инспекторов Государственная налоговая инспекция при Правительстве Кыргызской Республики предусматривает на 2007-2012 годы приобретение и строительство административных зданий для налоговых инспекций, которые в настоящее время арендуют их, капитальный ремонт имеющихся административных зданий, оснащение рабочих мест необходимой офисной мебелью и инвентарем, оргтехникой и средствами связи.

В структуре налоговых органов республики - 7 областей и гг. Бишкек, Ош, 55 районных налоговых инспекций. Всего 64 структурных подразделения налоговой службы.

Из 64 районных и городских налоговых инспекций, включая областные, 48 госналоговых инспекций имеют собственные здания, остальные 16 налоговых инспекций арендуют здания у разных организаций, в том числе у государственных структур.

На приобретение административных зданий по оценочным данным необходимо около 65,5 млномов.

Практически во всех налоговых инспекциях, за исключением нескольких, со дня приобретения зданий, ремонт не проводился из-за отсутствия денежных средств. Большинство административных зданий в районах не отапливается, часто отключается электроэнергия. На сегодняшний день возникла острая необходимость в проведении капитального и текущего ремонта административных зданий и помещений.

На проведение капитального и текущего ремонта административных зданий по оценочным данным необходимо около 44,9 млном.

В настоящее время, в основном, во всех налоговых инспекциях изношена мебель, доставшаяся им от советских и партийных органов. Для создания нормальных условий труда сотрудникам районных, городских, областных государственных налоговых инспекций необходимо оснастить офисные кабинеты необходимой мебелью и инвентарем: комплект мебели для руководителей, офисные столы для сотрудников, стулья, шкафы для бумаг, шкафы для одежды, металлические шкафы.
Оценочные затраты на эти мероприятия составят 63,2 млномов.

В настоящее время районные, городские и областные налоговые инспекции не имеют на своем балансе необходимого для работы количества оргтехники и средств связи, а имеющееся - старое и морально устаревшее.

Для повышения эффективности труда и своевременности выполнения, поставленных перед налоговыми органами задач необходимо оснастить их необходимыми средствами связи и оргтехники: ксероксы, факсы, телефонные аппараты, сканеры, кондиционеры, резервное бесперебойное электропитание.

Как известно, основной функцией Налоговой службы является сбор налогов. Одним из источников налоговых поступлений в доходную часть бюджета являются поступления от патентирования.

 

Отсутствие оперативности и материально-технической оснащенности является одним из основных недостатков в работе при выдаче патентов и при проведении контрольных обследований хозяйствующих субъектов на наличие разрешительных документов на ведение экономической деятельности.

 

Для повышения эффективности работы по выдаче патентов на крупных рынках, мини-рынках и торговых точках республики необходимо техническое оснащение пунктов по выдаче патентов на рынках и отделов налоговых служб:

- помещениями, отвечающими противопожарным и технико-эксплуатационным требованиям;

- телефонной и модемной связью;

- организационной техникой (компьютерами, сканерами, ксероксами);

- электронной почтой и локальной сетью для обмена информацией между налоговыми органами;

- служебными автомашинами (легковые, микроавтобусы и т.д.) для оперативности и экономии рабочего времени;

- радиоузлом в целях доведения информации до налогоплательщиков в массовом порядке.

 

Для проведения мероприятий по розыску налогоплательщиков предусмотреть выделение средств для оплаты транспортных расходов и приобретения автомашин в целях повышения оперативности и эффективности работы сотрудников налоговых инспекций, занятых розыском налогоплательщиков.

 

Оценочные затраты на эти мероприятия составят 30,0 млном.

Для обеспечения форменным обмундированием всего личного состава Налоговой службы необходимо предусмотреть 18,6 млном.

 

Автопарк налоговых органов требует обновления новыми автомашинами, так как имеющиеся автомашины 1983-1995 годов выпуска. На сегодняшний день из имеющегося на балансе налоговых органов 114 единиц автопарка, необходимо списать 46 автомашин, непригодных к эксплуатации и нерентабельных для дальнейшего содержания. В течение последующих двух лет предстоит списание более чем 20-25 единиц автопарка, которые отслужили установленные нормы эксплуатации.

 

Потребность в новых автомашинах составляет 150 единиц. Для отдельных районов целесообразно приобрести автомашины повышенной проходимости российского производства, так как данные автомашины просты в эксплуатации и затраты на их содержание, ремонт и приобретение запасных частей обходятся дешевле.

 

Оценочные затраты на эти мероприятия составят 42,5 млном.

 

Таким образом оценочная потребность в материальных ресурсах для развития материально-технической базы налоговых органов составляет 264,9 млномов.

В целях эффективного развития материально-технической базы Налоговой службы на 2007-2012 годы необходимо:

- изыскать средства из республиканского бюджета;

- проводить работу с местными государственными администрациями по привлечению финансовых средств из местных бюджетов;

- активизировать работу по привлечению грантовых средств иностранных доноров.

 

В целом оценочная потребность на реализацию мероприятий по компьютеризации и автоматизации Налоговой службы и на развитие материально-технической базы налоговых органов составляет 518,4 млномов или 13,3 млн.долларов США. Предусмотренные мероприятия в рамках данной Концепции будут реализованы за счет кредитных и грантовых средств, выделяемых Азиатским банком развития в размере 10,0 миллионов долларов США и 0,3 миллионов доллара США - выделяемых USAID. Часть софинасирования Проекта со стороны Правительства Кыргызской Республики составит 2,5 миллионов долларов США или около 100 млномов.

 

V. Заключение

 

Результатом намеченного процесса реформирования и развития Налоговой службы Кыргызской Республики должны стать:

- обеспечение стабильного налогового режима, определенного и справедливого налогообложения, которое должно быть простым, доступным и лишенным противоречий;

- эффективная система управления, повышение квалификации и профессионализма сотрудников налоговых органов;

- повышение эффективности процесса сбора налогов, автоматизированный налоговый учет и отчетность, оперативный обмен информацией;

- повышение эффективности труда, а также оперативности и своевременности выполнения поставленных перед налоговыми органами задач

 

Реализация заложенных в данной Концепции направлений по реформированию налоговой системы позволит увеличить уровень налоговых поступлений и создать благоприятные условия для активизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, привлечения инвестиций, сокращения уровня теневой экономики, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, снижения уровня бедности.